Интервью с викарным епископом Киевской Митрополии Варсонофием накануне праздника Крещения

Вівторок, 21.01.2014 00:33

В интервью сайту sobor.in.ua епископ Бородянский Варсонофий рассказал о том, чем важен праздник, крещенская вода и в чем церковная составляющая праздника.

–  У жителей Украины праздник Крещения ассоциируется с зимними праздниками, хотя  христиане первых веков праздновали этот праздник в жарких странах. Да и сейчас, в южных регионах планеты от Ближнего Востока до Африки не бывает крещенских морозов и прорубей для водоосвящения в этот день, церковный календарь не совпадает с температурным режимом планеты.  Владыко, удавалось ли Вам присутствовать на празднике Крещения в таких странах? Уверен, что Вы были на реке Иордан и вспоминаете евангельское событие по-особенному. Всплывают ли в сознании во время праздничного январского дня  эпизоды погружения в эту известную на весь мир реку, остался ли в  памяти теплый воздух Израиля, возвращаетесь ли иногда побродить мысленно по берегам Иордана?

– Праздник Крещения Господнего, или как он еще называется Богоявление Господне ( по греч. Богоявление Θεοφάνεια Феофания), этот праздник  означает, что  Господь явился людям в виде святой Троицы. Бог Отец свидетельствовал о Сыне с небес, Сын Божий крестился в реке Иордан от пророка Иоанна , а Дух Святой снизошел в виде голубя на крестившегося Спасителя.Этот праздник празднуется зимой,потому что он привязан к празднику Рождества Христова, которое по старому стилю празднуется 25-го декабря, что само по себе является Богоявлением в мир. Это оба важных по степени откровения события, поэтому в древней Церкви еще не было разделения на два праздника.

Мы знаем из Евангелия о том, что Крещение совершилось, когда Спасителю было около 30 лет и праздник крещения напоминает о том истинном дне , когда было исторически совершено крещение Господне от Иоанна . Да, действительно, в месте, где крестился Спаситель в Израиле , на реке Иордан , в это время в январе  не зимние  холодные дни , а это теплый период времени . Я погружался и в реку Иордан, там есть традиция погружения и оно круглогодичное. Люди,  которые приезжают со всего мира, стараются погрузиться в то водное естество , которое освятил более чем 2000 лет назад Спаситель Иисус Христос . Господь не нуждался в крещении , но Он сошел и принял крещение , в первую очередь, чтобы очистить нашу человеческую природу , освятить водное естество  тем, что Он снизошел в воды Иордана . Традиция крещения и погружения  больше поддерживается в реке Иордан , у нас же,на наших территориях ,все таки, это время холодное , поэтому не каждый человек может погрузиться ,  традиция погружения, она необязательная и не везде поддерживается, и я лично не совсем сторонник этой традиции.

– Что для современного православного человека может значить обряд водоосвящения? Может ли это быть центральным, кульминационным моментом праздника, или это дополнение к богослужению ? Не происходит ли нагнетание ажиотажа вокруг самого действа с водой, или наоборот, может быть уделяется недостаточно внимания всему этому?

– На праздник Крещения Господнего совершается отдельный чин великого освящения воды , он совершается ,  как накануне праздника ,в навечерие Крещения , так и в сам праздник . Это два одинаковых чина , когда освящается вода. Исторически так сложилось , что как раз на праздник Крещения и также на Рождество, совершалось крещение людей, тех людей, которые готовились к принятию веры . Это были оглашенные , которые в то время длительный период готовились  к принятию  этого великого таинства , они ходили в храмы , подготавливались , изучали закон Божий, веру, участвовали в богослужении с верными, а только на сам праздник Крещения совершалось их крещение. Как разпоэтому этот чин великого освящения воды  исторически был подвязан к совершению таинства крещения новобращенных в веру людей. Понятно, что в сам праздник  Крещения , да и в любой праздник, главным моментом является само богослужение , божественная литургия. Выше чем литургия не может быть ничего, никакого другого более обьединяющего фактора . Многие  люди обращают больше внимание на освящение воды . Действительно, освященная водичка, как ее еще называют агиасма( греч. святыня )- это необходимое средство каждому христианину, чтобы потом на протяжении года освящать водой жилище , употреблять ее внутрь для освящения нашего естества . Но это не может являться главным или кульминационным моментом данного праздника , поэтому мы должны в этот день прийти в храм, поблагодарить Бога за все Его милости , также возрадоваться о том, что Господь в этот день освятил водное естество и человеческое естество , но и конечно ,взять с собой святой освященной водички после молитв чина великого освящения воды и эту воду хранить в течении года.

– Сегодня никто из жителей Киева не будет набирать воду для питья из Днепра, тем более нельзя набирать из речки Лыбидь, которая протекает практически рядом с нашим собором, ведь теперь историческая река стала грязным стоком. Даже из крана воду пить не рекомендуется и опасно и люди пользуются фильтром, на крещение тоже используют привозную очищенную воду. Это говорит о том, что сама планета уже отворачивается от человека, становится мало чистой воды и это уже немаловажная проблема. Не видится ли в этом символический образ утраты  человеком духовной чистоты?

– Здесь все взаимосвязано, душевное и телесное, земное и небесное ,эти понятия несомненно  связаны, человек действительно  вредит природе , и в первую очередь это действует грех , который живет в человеке, который если преобладает человеком, вредит всей природе. И вода , как и вся природа на сегодняшний день , загрязненная, мало осталось вообще питьевой  чистой воды . Всё это результаты деятельности человека,и мы можем констатировать факт , что есть некая деградация духовности, нравственности жителей всей планеты. Такая связь существует, но это никак не может быть связано с духовной чистотой отдельного человека, т.е. для человека есть возможность  очищать свою душу, и в сегодняшний день духовно очищаться, сохранять свою чистоту души и направлять свои стопы для следования христианским путем ко спасению .

–  Владыко, используете ли сами крещенскую воду в течениигода, храните ли воду в сосудах?

-Да, конечно. Это  древняя традиция Церкви и я помню еще с самого детства о крещенской воде, ведь моя семья была верующая , поэтому всегда на крещение дома была крещенская вода. Воду  набирают в банки , каждый набирает в сосуды и старается хранить ее в течении года , не просто хранить, а использовать , т.е. каждый день . Есть специальная молитва для принятия святой воды с просфорочкой, мы читаем молитву и просим, чтобы Господь освятил наше человеческое  естество, а также освятил наши мысли , дела, и в этом нам также помогает агиасма , святая вода .Всё это воодушевляет , вдохновляет , помогает нам в несении нашего жизненного креста , поэтому каждый должен в эти праздничные крещенские дни , в навечерие, и в праздник Крещения ,прийти в храм , быть на чине великого освящения воды и набрать домой святой освященной воды , для того чтобы ее употреблять в течении следующего года.

– Купание в проруби, моржевание – забава или традиция, вред или польза от этих народных массовых акций? Есть ли какое-то пересечение церковного переживания события с бытовым, стоит ли церковному сообществу соединяться с народными гуляниями, закаливанием? Может быть стоит вообще игнорировать эту тему, отделить мух от котлет, как говорится , перестать муссировать эти вещи из года в год?

– Я уже упоминал выше, что не совсем поддерживаю саму традицию  массовых погружений в воду, во время крещенского праздника. Есть люди  закаленные, они могут так погружаться зимой в воду ,а есть люди, которые неподготовлены для такого. Однозначно, что это может быть и вредно для их физического здоровья , особенно, если  очень холодно и человек находится в зоне риска, если есть проблемы с сердцем, это не рекомендовано и даже опасно . Но такие вещи совершаются не по благословению Церкви , это уже более народная традиция , которую нужно отделять от церковного предания. Потому,все что Церковь благословляет – это богослужение , это чин великого освящения воды , а уже как дополнение – традиция иорданского погружения .

– Как будет организовано водосвятие на территории строящегося комплекса при соборе?

– Территория строящегося Кафедрального собора на честь Воскресения Христова существует уже несколько лет. В течении года здесь действуют два храма, один из них – это храм Всех святых . В 2008 г. храм по благословению блаженнейшего митрополита Владимира был поставлен рядом возле строительной площадки , а в прошлом 2013 году ,  был освящен нижний храм на честь святых апостола Андрея и князя Владимира , в котором также совершаются богослужения в праздничные и воскресные дни . На само крещение у нас будет совершаться богослужения, которые как всегда по расписанию совершаются в 8 -00 ( расписания богослужений есть на сайте sobor.in.ua ред.). После литургии будет совершаться чин великого освящения воды рядом с храмом на площадке , где у нас будут поставлены большой чан с водой на 400 литров и после чина всем желающим священник храма сможет освятить набранную воду.

– Что хотелось бы пожелать читателям сайта, служителям собора, работникам отделов и всем православным христианам по случаю праздника?

– Имею такую возможность поздравить всех с праздником Крещения Господнего , всех клириков  Кафедрального собора , сотрудников всех отделов, всех православных христиан с этим великим праздником , в котором мы присоединяемся к большой христианской истории. Все вместе мы также стараемся освятить и свое человеческое естество той освященной водичкой , которую освящают священнослужители в храме. Хочется пожелать , чтобы мы очистили свои души и старались эту чистоту сохранять до следующего года, освящаясь святой водой.

Беседу провел : Андрей Герман.

Фото автора.

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *