В Андрее-Владимирском храме Кафедрального собора УПЦ совершили Литургию Преждеосвященных Даров. ФОТОРЕПОРТАЖ

Середа, 26.03.2014 22:00

Середина Великого поста. 26 марта в среду Крестопоклонной седмицы в Андрее-Владимирском храме была отслужена Литургия Преждеосвященных Даров. Богослужение совершил иерей Олег Степанов в сослужении протоиерея Павла Белого и диакона Александра Юсько. По завершении службы иерей Олег поздравил причастников и  обратился к прихожанам с наставническим словом о Кресте Господнем, хранителе всей Вселенной, о силе и значении крестного подвига Спасителя. Крест Христа – величайшая сила Божия открывает нам Бога в Его любви и святости. На Кресте Христос страдал за нас, и там, на кресте, непостижимым нашему разуму образом совершилось наше спасение. Крест Христа отвечает самым глубоким запросам человеческой души и свидетельствует о любви и святости Божией во всей полноте. Вот почему крест есть неиссякаемый источник силы Божией, вот почему он вечен. Если мы хотим свидетельствовать о кресте Христа, то должны прежде всего показать, что он дает нам силу отречься от себя и приносить благоугодную жертву Богу. А это, как отметил иерей Олег Степанов, должна быть личная Голгофа для каждого христианина, который несет свой крест данный  Богом.

 О Литургии Преждеосвященных Даров.

 Литургия так названа потому, что для причащения верующих употребляется преждеосвященный и напоенный Кровию Христовою Агнец. Этот Агнец освящается обыкновенно на предшествующей литургии Василия Великого или Иоанна Златоустого. Такая литургия совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы.

Учреждение этой литургии относится к первым векам христианства, но в том виде, в каком она дошла до нашего времени, письменно изложил еесвятой Григорий Великий, папа Римский, называемый Двоесловом, живший в VI веке по Рождестве Христовом, — до отпадения Западной Церкви от Восточной. Предпосылкой к возникновению литургии Преждеосвященных Даров было домашнее самопричащение христиан, известное с глубокой древности. Уже во времена св. Василия Великого это было «долговременным обычаем», который он одобрял. Еще раньше, у св. Иустина Философа, находим свидетельство, что в его времена диаконы приносили Св. Дары на дом христианам, по каким-либо причинам не могущим посетить евхаристическое собрание. О разрешении верующим брать домой часть евхаристического Хлеба пишет Кирилл Александрийский, а в трудах Тертуллиана домашнее причащение предстает как обычное повседневное явление. Самые ранние свидетельства о существовании литургии Преждеосвященных Даров приводятся в «Пасхальной хронике» — документе начала VII века.

Литургия Преждеосвященных даров – одна из самых красивых великопостных служб и по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни. К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров, как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра. Вечерня на литургии Преждеосвященных Даров — до малого входа совершается по обыкновенному чину. После пения гимна «Свете тихий» чтец посреди церкви читает две паремии: одну — из книги Бытия, повествующую о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы и несчастных его последствиях, другую — из Притчей Соломоновых.

Во время чтения первой паремии священник берет зажженную свечу и кадило. По окончании чтения священник, начертывая кадилом святой крест, произносит: «Премудрость, прости!», тем самым призывая к особому вниманию и благоговению, указывая на особенную мудрость, заключенную в настоящем моменте. Затем священник оборачивается к собравшимся и, благословляя их, произносит: «Свет Христов просвещает всех!». Свеча – символ Христа, Света мира. Зажигание свечи во время чтения Ветхого Завета означает, что все пророчества совершились во Христе. Ветхий Завет ведет ко Христу так же, как и Великий Пост ведет к просвещению оглашенных. Свет крещения, соединяющий оглашенных с Христом, открывает их разум для понимания учения Христова.

В Древней Церкви, когда богослужение было значительно продолжительней сегодняшних, собравшиеся в храме сидели, вставая в особенно важные моменты. Торжественные моменты — перенесение Святых Даров с Жертвенника на Престол, и когда читается последняя, третья часть кафизмы во время которой совершается перенос Святых Даров с престола на жертвенник. Это часто отмечается звонком в колокольчик, после чего все собравшиеся, отмечая важность и святость этого момента, должны опуститься на колени. После перенесения Святых Даров на жертвенник снова звонит колокольчик, значит уже можно подыматься с колен. Всеобщее коленопреклонение в храме означает должное поклонение Телу и Крови Христовой. При этом перенесении Святых Даров поминовения членов Церкви не бывает, так как оно сделано было на той литургии, когда освящались Святые Дары. Священник наливает вино в чашу, покрывает святые сосуды, но  при этом не произносит никаких тайносовершительных формул .

Во время богослужения произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, – молитва святого Ефрема Сирина. Эта молитва, которая сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, заключающегося не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями. Каждый молящийся во время литургии – не пассивный зритель, а участник Богослужения. Диакон призывает нас к молитве, священник от лица всех собравшихся в храме совершает молитву, а все мы вместе являемся участниками богослужения.

Подготовил : Андрей Герман

Фото: протоиерей Павел Белый.

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *