Жизнь общины Кафедрального собора. Паломническая поездка по монастырям Винницкой, Хмельницкой и Черновицкой областей

Вівторок, 03.10.2017 14:30

22-23 сентября сотрудники отделов Кафедрального Собора УПЦ в честь Воскресения Христова вместе с прихожанами осуществили паломническую поездку по монастырям и храмам Могилёв-Подольской, Винницкой, Каменец-Подольской и Хмельницкой епархий.

Члены религиозной общины смогли увидеть древние скальные монастыри на границе Украины,  которые насчитывают многие века, а некоторым уже и более тысячи лет.

Первым пунктом на маршруте был Преображенский женский монастырь в селе Головчинцы (Хмельницкая обл.). Монастырь был основан в 1540 г. гетманом коронным Н. Сенявским. При Речи Посполитой был заселен василианами, в 1795 г. возвращен православным. В первый раз монастырь был закрыт в 1923 г., на территории был организован приют для беспризорных детей. В годы Второй мировой войны деятельность монастыря была ненадолго возобновлена, но вскоре он снова был закрыт. До 1996 г. здания принадлежали детскому интернату. Сейчас монастырь возрождается: реконструирован монастырский храм и жилой корпус, возведена новая колокольня, отстроен игуменский корпус, обустроены богадельня и паломническая гостиница. На территории находится чудотворный Онуфриевский источник, в храме хранится чудотворный образ прп. Онуфрия Великого.

Далее паломническая группа посетила территорию Национального природного парка «Подольские Товтры». К сожалению, деревни Бакота больше не существует на карте Украины, так как она была затоплена в связи со строительством Днестровского гидроузла в 1981 году, однако название этих мест сохраняется в народе именно как Бакота.

bakota9С каждым годом все больше людей узнает об этой живописной местности с высокими скалами, прозрачной водой реки Днестр и скальным монастырем. Первые упоминания о Бакоте встречаются в летописи 1024 года. В 13 веке город Бакота был важным политическим и административным центром Днестровского Низовья. За его земли боролись монголо-татары, литовцы, поляки. По одной из летописи, когда монголо-татары захватили город, монахи и часть жителей города спрятались в лабиринте пещер монастыря, чтобы их не заставили сдаться и отречься от веры. Не получив желаемого, монголы засыпали выход камнями и похоронили население в их же убежище, а также разрушили Бакотский замок.

Здесь же есть Михайловский скально-пещерный монастырь. Находится он на склоне Белой горы на высоте 70 м в обрыве берега. Вероятней всего, монастырь возник в 11-12 веке. На сегодняшний день основными сооружениями монастыря являются 3 пещеры и размещенные в два яруса ниши, а также 19 гробниц, вырубленных в полу. Возле монастыря находится три источника чистой и очень вкусной воды, температура которой даже летом не подымается выше 8-12 градусов.

Изюминкой путешествия стало посещение Лядовского Усекновенского скального мужского монастыря, который находится на левом берегу Днестра, на границе с Молдовой. Этот скальный мужской монастырь – один из древнейших в Украине. Основан он в 1013 году родоначальником русского монашества преподобным Антонием Печерским на его пути со святой горы Афон в Киев. Историки называют Лядовскую обитель странным памятником загадочного прошлого, и отмечают его духовную и культурную значимость течение более чем 1000-летней истории Православия на нашей земле.

Монах Антоний поселился в скальных пещерах, где высек себе келью, которая и сегодня носит его имя. Сохранились также пещеры, костницы и пещерные храмы, высеченные в скале монахами многие столетия назад. Первый и главный пещерный храм Лядовского монастыря посвящен во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. С внешней стороны этого храма возвышается огромный монумент – неотесанная глыба известняка, которая сверху донизу покрыта многочисленными древними надписями на разных языках и разными эмблематическими изображениями, которые делались посетителями и паломниками этого монастыря. Внизу под храмом и слева от него также сохранились древние крипты-костницы. Второй храм соединен с первым переходом в толще меловой скалы, и посвящен в честь Святой великомученицы Параскевы названой Пятницей. Третий храм был создан в память самого основателя этого монастыря, преподобного Антония, и находится рядом с кельей преподобного, соединяясь с ней пещерным переходом.

Всякого, кто посещает это место, поражает дух аскетизма и отрешенности от земной суеты, царящей здесь почти тысячелетия. А те, кто побывал на Святой горе Афон в Греции, утверждают, что Лядовский скальный монастырь поистине – Подольский Афон!

В Винницкой области находится также Николаевский монастырь ( г.Шаргород).Изначально монастырь был основан, как униатский в 1719 году. Около 1782 года новый владелец Шаргорода Иосиф Сосновский предоставил базилианам для продолжения сооружения монастыря и школы-бурсы развалины замка и необходимые средства. Школа, в которой иногда обучалось до шестисот учащихся, славилась на всем Правобережье.

В центре бывшего монастырского подворья, занявшего верхнее плато междуречья, высится видимый со всех мест Шаргорода огромный собор св. Николая Мирликийского. Завершено  строительство было уже в православии. В XX в. при установлении советской власти в Шаргороде, к монастырю судьба не была благосклонна. В 1937 году монастырь был закрыт. В послевоенные годы до 1963 годы, в его стенах был размещен сельскохозяйственный техникум. Затем были годы забвения, когда древние стены стояли пустыми и только местные мальчишки нарушали покой величественного сооружения. В начале 80-х годов прошлого века в помещении монастыря был размещен городской музей. Лишь в 1986 году была возобновлена. Сейчас это действующий мужской монастырь. Несколько лет назад при монастыре была создана школа звонарей. Ученики школы своим мастерством прославились далеко за рамки не только города, области, но и на просторах Украины.

Необычным местом под конец длительного путешествия оказался для паломников скальный Галицкий Николаевский мужской монастырь, который возник на высоком берегу Днестра, приблизительно в XIII в. на основе раннеславянского храмового комплекса. Обитель расположена в естественных пещерах, образовавшихся в стене отвесной известняковой скалы на склоне Галицкого оврага. В ХVIII в. упоминается как скит Галица. Несколько раз разрушался, возрождён в последние годы. Основной комплекс включает в себя 20 высеченных в скале помещений с пристроенными внешними стенами, которые напоминают сказочные домики с красивыми деревянными окошками и дверьми. Строения расположены на ступенчатых террасах с лестничными переходами и арками. В некотором удалении находится пещера отшельника. С террас открывается потрясающая панорама Днестра.

В последние годы некоторые из пещер приспособлены под кельи и трапезную, в 2002 г. над пещерным храмом свт. Николая установлен купол, к исходу того же года – устроен небольшой наземный корпус, в 2003 г. – освящен пещерный храм прп. Антония Великого, в 2010 г. – возведен жилой дом Богослужение совершается ежедневно братией, которые проживают в монастыре в количестве 11 человек.

Хочется сказать о гостеприимстве монастырей, в которых паломников кормили, проводили экскурсии, благожелательно относились к небольшой суете паломнической группы. Хоть монастыри и являются местами уединения, однако они необходимы современным христианам, чтобы они не забывали о христианских подвигах и серьёзности жизни. Такие места вдохновляют на размышления и переосмысление своего пути.

Посещая древние монастыри, группа паломников получила возможность прикоснуться к истории и духовному церковному наследию этого края. Земля Хмельницкой, Черновицкой и Винницкой областей  известна не только своим колоритом, природным ландшафтом, но и значительной церковной историей.

Поездка оставила глубокий след в сердцах паломников. Такие поездки становятся регулярными в Кафедральном соборе, надеемся, что и в будущем будут организованы не менее интересные маршруты по святым местам. Паломничество – это не только новая интересная информация, но и духовное общение, проявление христианского единства, все это идет на пользу душе христианина и всей Церкви.

Паломническая группа благодарит епископа Бородянского Варсонофия за благословение и помощь в организации культурно-просветительской поездки, а также руководителя социального отдела Кафедрального собора Елену Богданову за инициативу и труды во время паломничества по святыням нашей страны.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *