Церковная архитектура должна говорить о вечности

П’ятниця, 28.12.2018 18:28

 Stepanovarhit1

О том, каким должен быть православный храм в городе, о внутреннем убранстве современного храма и том, чем отличается архитектор церковный от светского, об опыте храмостроительства — в интервью с главным архитектором и клириком Кафедрального собора УПЦ в честь Воскресения Христова иереем Олегом Степановым в рамках проекта “Беседы о церковном искусстве”.
– Что для Вас как священника означает понятие церковный архитектор? 
– Само понятие церковный архитектор предполагает, что человек так или иначе связан с Церковью, он обязательно должен быть её членом, например, мирянином. В моем случае получилось так, что сначала я начал свое служение при Церкви как мирянин, а теперь являюсь уже архитектором-священником. Человек, который занимается церковными вопросами, не зная основ веры, не имея самой веры, конечно же, не может в полном смысле понимать различные проблемы, связанные со строительством храмов, богослужением. Его понятия будут ограничиваться только строительной коробкой, инженерией, но этого недостаточно, чтобы всецело понимать все процессы, происходящие в церковном или монастырском сооружении. И на своем опыте могу сказать, что когда я был обычным прихожанином Киево-Печерской Лавры, то при проектировании первых храмов мне казалось, что я достаточно хорошо знаю устройство алтаря и службу. Став же диаконом, узнал больше, скажем, о каждении, его отличиях и каких видов оно бывает, и прочие моменты, я понял, что еще многого не знаю. Следовательно,  церковный архитектор, как минимум, это верующий православный человек с архитектурным образованием, а как максимум –  священнослужитель со светским и духовным образованием в области православной архитектуры и инженерии.
Stepanovarhit2
– Сочетание сана священнослужителя и архитектора – идеальный вариант? Ведь кто лучше священника может понимать сущность храма и его потребности.
–  Главной функцией храма является не просто создание архитектурно привлекательного сооружения в районе или в городе, а цель его самая наивысшая  –  создание надежного и функционального сооружения для принесения Бескровной Жертвы. Храм существует для совершения главного Таинства – Евхаристии, других Таинств, а также для собрания церковной общины. Храм это проект Вселенной, от ее создания и преображения, воплощенный в камне и иконописи, Священной истории устремленной из прошлого в вечность, где дивным образом действует благодать Божия, на всех входящих в него.
Есть, конечно, немало очень талантливых архитекторов, проектирующих в области церковного зодчества, которые, по сути, не совсем православные, проектирующие разным конфессиям, но без минимума знаний, без умения и частого общения с непосредственными людьми, которые будут использовать эти сооружения, и священнослужителями добиться идеального варианта очень сложно. Необходим опыт веры, участие в богослужении и знание канонов и традиций. Проектировщик и заказчик должны понимать, что они хотят прийти к согласию и единомыслию. Поэтому священнику-архитектору проще вести беседу с заказчиком, потому что он говорит на одном языке с верующими, он знает нюансы служения священнослужителя в алтаре и другие моменты, которые светский человек просто не понимает и не делает на них акцент. Очень важно  на начальном этапе проектирования, и затем в строительстве, чтобы архитектор был глубоко верующим, знающим те или иные аспекты и специфику служения в храме, а также канонические традиции православного архитектурного зодчества.
–  Священник-архитектор, это редкость в Церкви?
– Редкость, но были случаи, когда церковным зодчеством увлекались императоры, митрополиты, патриархи, например, патриарх Никон, построивший Новоиерусалимский монастырь в Подмосковье. Знаем немало монахов или крепостных зодчих, таких как украинский архитектор Степан Ковнир, который в Киево-Печерской Лавре построил немало замечательных зданий: ковнировские корпуса в верхней Лавре за Успенским собором, колокольня возле церкви Рождества Богородицы на Дальних пещерах. Примеры сочетания государственного и церковного служения, зодчества в истории есть, да и в наше время встречаются священники – архитекторы и монахи.
– Помните ли Вы свой первый церковный проект, который был реализован, построен? Что чувствовали, когда идеи архитектора воплотились в камне?
– Конечно, я помню первый свой проект в Боярке (Киево-Святошинский район в Киевской обл.) храм в честь Покрова Божией Матери. Это было совместное проектирование (соавторство) с известным на то время архитектором, заслуженным профессором архитектуры Д.Н. Яблонским, братом не менее известной художницы Т. Яблонской. С Божией помощью мы нашли точки соприкосновения, считаю его первым своим наставником в области церковного зодчества. В то время я был на последнем курсе университета и вместе с настоятелем храма и моим другом протоиерем Николаем Маслием реализовывали этот проект.
Stepanovarhit3
Это очень помогло в дальнейшем, и храм получился в красивом древнерусском стиле. Я занимался концепцией и идеей самого храма, а также разрабатывал эскизный проект. Дальнейшее проектирование, включая рабочий проект, заканчивала уже дочка профессора Татьяна Яблонская –  ныне действующий замечательный архитектор, запроектировавшая немало храмов. Безусловно, это непередаваемые ощущения, когда видишь линии, которые ты сделал на бумаге, и они со временем воплощаются уже в камне, тем более, когда видишь это последовательно. В наше время не так быстро храмы строятся, и сначала строится община церковная. Помню хорошо, когда был нижний храм в подвальном помещении, и не было еще никаких стен, была только звонница и крыша над землей, люди спускались в катакомбный храм и там совершались богослужения. Время шло, и потом были построены стены, купол, установлены кресты, и теперь каждый год я стараюсь быть на Покров на храмовом празднике, где ощущаю радость от того, что этот проект реализован, он нравится общине, и даже людям, непричастным к этому. В целом храм получился замечательным, вот что значит, когда соборный разум и согласие заказчика и проектировщика создают небо на земле, как ещё называют православные храмы, в которые стекаются множество людей. И сейчас этот храм достаточно современный, он является большим приходом, в нем очень стойкий настоятель, и такие наставники, крайне необходимы в наше непростое время. В дальнейшем там планируется целый комплекс со зданием  воскресной школы, но начали именно с небольшого храма, который полноценно выполняет задачи, стоящие перед приходским храмом. Для любого архитектора воплощение его проектов это всегда радость.
Однажды посчитал, что на сегодняшний день я запроектировал более 60-ти проектов храмов, а воплотилось из них до десяти. Хотелось бы, чтобы оставшиеся полсотни тоже когда-то были воплощены.
–  Кроме осуществленных проектов православных храмов есть и работа над проектом главного храма Украинской Православной Церкви – Кафедральным собором в честь Воскресения Христова. Можно сказать, что это самый важный проект и дело Вашей жизни?
– Я думаю, что так говорят другие, ведь нельзя сказать, что только я его делаю, т.к. я член авторского коллектива всех проектных организаций, работавших с 2009 г. Строительство храма, а тем более такого масштабного, под силу только большому коллективу, организации и даже не одной!
Stepanovarhit4
Были также две разработки и перед этим, начиная с 2007 г. Наша Церковь, не имея своего Кафедрального собора, нуждалась в таком здании и было задействовано немало талантливых архитекторов, которых координировали люди Церкви: архиереи и архимандриты. Все они пытались воплотить идею Кафедрального собора древнейшей Киевской кафедры на Руси, но по тем или иным причинам что-то менялось, менялось руководство, проектировщики. Одна из самых главных проблем – отсутствие постоянного финансирования, а такие большие объекты требуют больших капиталовложений. И, возвращаясь к вопросу, могу сказать, что это тот проект, которым я занимаюсь дольше других, а это без малого уже 9 лет. Другие архитекторы, когда впервые услышали об этом крупном проекте, спрашивали меня, почему я не участвую в нем, ведь это моя тема и специализация. Я всякий раз остерегался подходить к этому вопросу, потому как страшили объемы и размеры, но по воле Божией я был призван к этому проекту. Возможно, это является каким-то смыслом и частью моего жизненного креста, потому что главная основа, идеи этого собора, все-таки, сформированы с моим участием и сейчас реализация этого проекта становится с каждым месяцем все более реалистичной. Надеемся, что нынешний генпроектировщик доведет дело до логичного конца, и мы в ближайшие годы увидим строительство и воплощение великой святыни Православия на киевской земле.
Stepanovarhit5
– Когда читатели сата и Кафедрального листка, прихожане, православная общественность Киева могут увидеть окончательный проект Кафедрального собора с изменениями, которыми Вы сейчас занимаетесь?
– Предварительные виды комплекса можно увидеть и сейчас, но все еще в процессе. Сейчас изготовляется стадия “Проект” соборного комплекса. В архитектурном проектировании есть разные стадии,  стадия «Проект», в которой происходят согласования с госэкспертизой, а потом уже выполняется рабочая документация, по которой собственно и строится Объект.
В виду разных изменений, замены параметров, в которых нуждается сейчас Церковь, смены Генпроектировщика стадия “Проект” корректируется. Есть уже архитектурное решение и концептуальный образ, идет разработка по планировке и фасадам собора, корпусов и входных храмов, а также благоустройство. Но любой архитектор, как правило, может улучшать свое детище до бесконечности, пока не будет уже поставлен крест на соборе, и даже тогда есть возможность что-то доделать или улучшить. Но у нас есть конкретные сроки и контроль процесса. Я думаю, что новый проект можно будет увидеть уже после рождественских праздников, после того, как проектная организация передаст документацию из стадии Проектна госэкспертизу для проверки состоятельности и возможности его реализации.
Stepanovarhit9
– Каким Вы видите будущее православного храмостроительства? Есть ли возможность чего-то нового и предпосылки к творчеству, смелым прорывам или есть некое закрепощение во взглядах, консерватизм и стремление к копированию прошлого, подражании старине?
– Все перечисленные аспекты имеют место в современной православной архитектуре, об этой теме я немало писал ранее в статьях и докладах. Есть три основные направления в современном православном зодчестве и одним из них является историзм.
По сути, это копирование уже тех стилистически сложенных образов, образцов храмов, которые просто пропорционально уменьшают или увеличивают. Они базируются на тех канонических традициях и образах храмов, которые люди привыкли видеть в городской среде, и в большинстве случаев эти все проекты достаточно удачные. Единственное, они резко контрастируют с окружающей современной застройкой и архитектурной средой, несмотря на то, что храмы строятся из современных материалов.
Второе направление, когда есть определенная цитация и некая компиляция стилей, т.е. здание достаточно современное, но в него включены те или иные элементы более архаичные из предыдущих столетий, например, храм Георгия Победоносца у киевского Южного ж/д вокзала. Здание очень современное и построено в постмодернизме, купол его псевдовизантийский, а вот интерьер храма вообще сделан в стиле конца XIX начала XX века. В этом есть несоответствие, когда экстерьер или наружные фасады храма, интерьер, т.е. внутренняя часть здания, абсолютно разного стиля. К сожалению, это не редкость в прошлом и в наше время. При более грамотном решении наружное и внутреннее должно иметь соответствие и стилистическое единство.
И последнее направление – модернистский подход, когда зодчие подходят к решению православного храма на основе духа времени,  современном подходе XXI века, что, якобы, нужно избавляться от архаизмов и многих ненужных элементов, разной ажурности, что нужно избавляться от темноты и давать больше света и т.п. Однако в храме есть определенные понятия, символика, традиции, которые нельзя нарушать.
stepanov10
– Есть ли в архитектуре канон как в иконописи?
– В иконографии православной есть строгие каноны, если мы говорим о канонической иконографии, в церковном зодчестве есть такое понятие, как канонические традиции, хотя четких канонов нет. Здесь играют большую роль образцы, на которые ссылались архитекторы прошлого и в современности. Поэтому создать что-то новое, конечно, можно, но это будет всегда отход от традиций. Таких реализованных храмов тоже немало и в основном они в Западной Европе. Мне приходилось видеть такие церкви, которые только отдаленно напоминают православные храмы, особенно на востоке Польши, это Троицкий собор в Хайнувке, храм Святого Духа в Белостоке и др. Они напоминают приземлившиеся на Землю космические корабли, но что интересно, в интерьере эти храмы адаптированы к каноническим традициям, и стены их расписаны греческими иконописцами. Чаще всего эти храмы имеют настоящий дух православия и в них сохранены традиции православия. В Украине таких примеров не так много, но тоже встречаются. В среде православных их немного, и больше сторонников модернизма и современного подхода у греко-католиков и римо-католиков. Нашей Православной Церкви больше свойственны первые два направления.
– Это связано с менталитетом?
–  Нельзя сказать, что наша Церковь слишком консервативна, она отвечает на все вызовы современности, с которыми сталкивается человек – различные зависимости, болезнь, бедность, технологии, войны, на которые Церковь не может не реагировать. Мы не можем закрыть глаза на грехи, которые вопиют в современности и Церковь каждому говорит Евангельскую истину современными словами.
Христос есть Любовь, и вся миссия Церкви связана с любовью и стремлению к спасению, обожению, исправлению от греховной жизни и миру в душе, с людьми и между странами. Консерватизм в строительстве чаще всего заключается в том, что кардинально структуру храма поменять нереально, т.к. само богослужение формирует форму храма.
Известный принцип архитектуры – функция диктует форму, и потому пропорции притворов, храма, алтаря, приалтарных помещений напрямую связаны с самим богослужением. Если это нарушается и игнорируется, и на первое место ставится дизайн и архитектура, а на второе функция, то соответственно будет страдать функция. И я не раз слышал жалобы от священнослужителей в Канаде или еще других странах, где храмы запроектировали известные архитекторы диаспоры,  что им неудобно, много лишнего и т.д. Если есть задача создать очень современный храм, то это должен бать грамотный архитектор, который знаком с каноническими традициями и современными конструкциями и материалами, который может преподнести эти традиции в ином звучании, чтобы храм вписывался в среду из офисных  зеркальных зданий вокруг и т.п., но при этом говорил о вечности. Храм всегда выделялся в архитектурной среде и задача зодчих подчинять жилые здания храмовому комплексу, а не наоборот.
В наше время чаще всего церковь строится на новом месте, где есть жилая среда, и зачастую получается диссонанс. И все-таки,  храм является тем архитектурным привлекательным объектом, притягивающим внимание окружающих, в отличие от жилья, которое порой имеет очень примитивные формы в виде конструктивизма и функционализма.
– Многие жители городов считают, что архитектура храма должна вписываться в окружающую городскую застройку. Целесообразно ли это, по-вашему, или храм должен выделяться  и привлекать внимание?
– Храм должен привлекать внимание, потому как в крупных городах, таких как Киев, Харьков, Днепр, Одесса этажность жилых домов и офисных зданий поднимается и часто среди этой застройки можно увидеть лишь колокольню или верхушку купола храма. Современному архитектору приходится думать и делать так, чтобы храм выделялся, повышать его высоту, укрупнять пропорции, но не всегда это лучше для акустики. Или есть пример Греции, где берут количеством храмов, но там другая ситуация, там 98 % жителей страны православные. Храм или часовню там можно увидеть при рынке, церковные сооружения есть в многолюдных местах. Можно встретить как современное сооружение, так и древнее. Православный грек при желании может найти место, где помолиться. У нас пока такого нет, и чтобы уединиться в храме нужно пройти или проехать километры.
Храм может привлекать не только архитектурой. Сначала люди выбирают тот храм для посещения и молитвы, где им нравится духовник или настоятель храма, заботящийся о прихожанах, возможно в том храме красивое пение хора, красивая роспись или просто находится рядом с домом. Рано или поздно человек определяется и для него становится самым главным  участие в таинствах и соборной молитве, а все остальное уже уходит на второй план. Цель храма и миссия священнослужителей – просвещать и освящать людей дарами Духа Святого, спасать души человеческие, собирать их в общину, чтобы побеждать в себе все плохое и дурное, совершенствоваться, и храм служит тем местом, где собирается церковная община. Поэтому понятие церковь как община, и церковь как здание еще в древней Христианской Церкви объединились в один смысл. Пойти в церковь, одновременно означает пойти в общину, и зайти в христианский храм.
– Получается, что сама церковь, как архитектурное сооружение, является проповедью?
– По поводу архитектуры много сказано, встречаются такие сравнения, что архитектура –  застывшая музыка и поэзия в камне, а православные считают церковную архитектуру богословием в камне, небом на земле. И когда человек идет по улице,  даже если он в наушниках и пребывает в своем виртуальном мире, никого не слышит, то он невольно замечает храм. Среди яркой и пестрой архитектуры, или наоборот, серой и сделанной в простых геометрических формах застройки вдруг появляется нечто органичное, которое смотрится совсем нетварным и нерукотворным. На храм с золоченым куполом любой человек обратит внимание, а иногда и услышит звон колоколов, призыв к молитве и богослужению. В любом случае, и верующий человек,  и неверующий пересекаются с храмом. Есть такие, кто ходит в церковь, и есть, кто проходит мимо церкви, но те и другие ее видят. Поэтому задача церковного зодчего своей архитектурой прославить Бога и привести людей для исправления их образа, чтобы они приобрели образ Божий, а не были безобразными.
Stepanovarhit7
— Стилистика храмов в различные времена определялась, если можно так выразиться, духом эпохи. Как бы вы определили дух нашего времени, и какому стилю храмового строительства он соответствует?
– Различные стили архитектуры и направления в разные эпохи, начиная с эллинистического периода Греции, Рима, Византии, романики, готики, ренессанса, барокко, классицизма, модерна,  экспрессионизма, постмодернизма, древнерусского стиля, псевдостилей бесспорно повлияли не только на светские здания (жилье, дворцы, правительственные здания), но и церковные здания.  В Украине можно встретить немало церковных зданий в стиле барокко, это храмы и монастыри. В наше время можно видеть здания в стиле функционализма и постмодернизма, хайтека, когда фактически архитектура трансформируется и делает акцент на конструкции и материалах. По сути, мало уже делается таких объектов, которые хочется рассматривать снаружи и внутри, а больше делается акцент на вызове и вычурности, практичности, экономичности и т.д. В жилье делается акцент на квадратные метры, этажность и большую полезную площадь, т.к. это сверхприбыль и быстрый возврат вложенных средств инвестором в строительство здания.
Поэтому с церковной точки зрения мы не можем так подходить, т.к. храмы строятся на века, во славу Божию. Время быстротечно и вкусы, приоритеты человечества меняются, но Бог остается одним и тем же совершенным, и церковная архитектура должна говорить о вечности.
Мое мнение, что наружная часть храма может меняться в общем контексте тенденций в архитектуре, но интерьер должен говорить о традициях Православия. Так же, как и православный человек может быть внешне разным, ведь многие одеваются достаточно современно. Нередко внутреннее влияет и на внешнее. Не все же ходят в длинных черных юбках или в подрясниках, люди одеваются достаточно современно, поэтому и архитектура может говорить и о современности, но она должна иметь золотую середину и не опускаться до уровня той суетности и сумбурности нашего мира, она должна говорить о вечности. Задача у архитекторов, и у иконописцев в том числе, чтобы создать такую архитектурную среду храма,  где человек хотел бы находиться и больше молиться, ничего не должно его отвлекать от молитвы и богослужения. И даже вне богослужения, чтобы он мог подойти поставить свечку и своей душой ощущал благодать Божию и преображался.
К сожалению, некоторые невоцерковленные люди подходят к храму, как пункту духовного обслуживания, где можно купить свечку, иконку, прочитать молитву, получить благословение священника и уйти. Такая сфера потребления. Но это очень примитивный подход, и к миссии Церкви на земле нельзя подходить таким образом. Церковная жизнь должна менять человека в корне, образ его мыслей, действий и всей жизни. Церковный человек должен оставаться таковым, где бы он ни был, не взирая на дух времени, должен быть христианином и, как минимум, добрым человеком.
— Для Вас лично церковная архитектура это служение, осуществление Божьего плана или самореализация своих талантов?
– Можно сказать, что все вместе. Изначально я шел учиться в университет на архитектора, чтобы проектировать храмы, и у меня был выбор идти в семинарию или стать архитектором. Я выбрал последнее, хотя и от семинарии я тоже не убежал.  Одновременно начал учиться на катехизаторских курсах при семинарии и в университете, а позднее, став священнослужителем, закончил и духовную семинарию. Поэтому быть церковным архитектором  и заниматься проектированием это, конечно же, часть моего служения и самореализация талантов. Раз Господь мне их дал, и это у меня получается, я получаю огромную радость в проектировании и формировании того или иного образа храма. И еще больше, конечно, радуюсь, когда он реализуется и строится, радует глаз людей, молящихся в этом храме. В сочетании архитектора и священнослужителя дивным образом образовался такой вот тандем, который по сегодняшний день идет в ногу, и я думаю, что это вид служения.
Stepanovarhit8
— Есть ли у Вас мечта как архитектора, и если так, то в чем она заключается?
– Понятие мечты я больше рассматриваю, как светское понятие, но в любом случае, каждый человек и особенно верующий, священнослужитель должен думать о спасении своей души и вести других людей ко спасению. Поэтому занимаясь проектированием храмов, вольно или невольно думаешь о вечности, о том, что наш жизненный путь переходит в вечность. Мое желание и упование, чтобы Господь по своей милости за все мои скромные немощные труды сподобил меня спасения. А если говорить о нашем веке, то конечно, как можно больше реализовать те замыслы о построении храмов и самой главной мечтой является построение Кафедрального собора. И не только его одного, но и всего комплекса, чтобы это было для города Киева новой доминантой, новым духовным современным центром в XXI веке. Чтобы этот церковный комплекс имел миссию, подобную крупным монастырям в древности, таким, как Киево-Печерская Лавра, которая сейчас играет огромную роль в жизни Церкви и является мощным духовным центром мирового уровня. Также Кафедральный собор несет в себе организационную функцию и может быть местом для решения основных текущих церковных вопросов и рассчитан на административную, духовно-просветительскую, паломническую, социальную деятельность. Он может служить местом для проведения больших архиерейских богослужений, праздничных событий и торжеств, ведь те храмы, что есть у нашей Церкви не могут вместить необходимого количества верующих. Надеюсь, что с Божией помощью, трудами Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, архиепископа Винницкого и Барского Варсонофия, щедрых помощников, ктиторов, благотворителей будет воздвигаться этот храм.
 В наше сложное время, когда души людей мятутся в военных событиях, сложной экономической ситуации, межцерковной ситуации, храмы являются тем прибежищем и утешением, спасительным местом, где человек обретает мир в душе. Мира, радости и спокойствия, которых так не хватает сейчас суетному человеку, который не знает, к сожалению, Бога, да и не хочет знать. Поэтому задача церковного архитектора – призвать такого человека в храм. И задача любого верующего архитектора, и тем более священника, вести людей в Царствие Небесное.
Stepanovarhit6
— Что Вы пожелаете читателям нашего сайта и Кафедрального листка?
–  Мы еще проходим рождественский пост, но мы уже идем к Рождеству Христову и хотелось, чтобы читатели листка принесли к Рожденному в яслях  Богомладенцу Христу добрые дела, и самое главное, плоды покаяния. Пусть они будут небольшими, но искренними и от всего сердца.  Пожелаю всем нам с помощью Божией, чтобы к Рождеству мы очистили в себе, как можно больше места для светлого, избавились от всего наносного, от вредных привязанностей и всего несвойственного нашей душе, чтобы были верны Богу и сподобились празднования великого Праздника, как его еще называют, зимней Пасхи – Рождества Христова!
Беседовал: Андрей Герман

 

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *