Преображение Господне – праздник Божественного света. Литургия и освящение плодов. Фоторепортаж.

Вівторок, 19.08.2014 11:00

IMG_3690

Накануне праздника в Андрее-Владимирском храме Воскресенского кафедрального собора отслужено вечернее праздничное богослужение. В сам же праздник Преображения, 19 августа, совершена Божественная литургия. Возглавил богослужение протоиерей Павел Белый, ему сослужили клирики кафедрального собора. По окончании литургии была молитва на освящение плодов, которые приносят верующие из своих домов, и по древней традиции, их освящение. После отпуста благочинный храма протоиерей Павел Белый сказал проповедь на тему вспоминаемого евангельского события, рассказал о духовном значении праздника, и как это касается каждого христианина, как использовать эти знания в духовной практике.

Преображение Господне – праздник относится к двунадесятым, т. е. важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Отмечается всегда 19 августа, хотя само событие Преображения произошло в феврале. В этот праздник нам показано новое, преображенное и благодатное состояние человека и природы, которое будут обретено в Вечности. Ожидает этого обновления все естество – и об этом говорит даже чин освящения плодов.
IMG_3719

Дивное и чудесное Преображение Господне осуществилось на горе. Евангелисты не сообщают о том, что это была за гора. По церковному Преданию, Христос возвел Своих учеников на гору Фавор. В переводе с еврейского это название означает «чертог чистоты и света», что символично с точки зрения значения праздника. Пока Спаситель молился, ученики уснули. А когда проснулись, то увидели, что лицо Христа просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. Тогда же на горе явились пророки Моисей и Илия, которые некогда были удостоены видения славы Господа, – один на Синае, другой на Хориве. Моисей и Илия беседовали с Сыном Божиим «об исходе Его, который Ему надлежало совершать в Иерусалиме», т. е. о кончине Богочеловека на кресте.

Моисей и Илия, по выражению св. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Явлением своим на горе преображения они свидетельствовали также то, что преобразившийся Владыка живых и мертвых есть Бог, Творец и Исполнитель закона и пророков. Радость наполнила сердца апостолов, и Петр сказал Иисусу: «Равви! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». И сказал он это, поскольку «не знал что сказать, потому что они были в страхе».IMG_3708

«Радостию исполнились Пророки и Апостолы, вошедший на гору, замечает св. Ефрем Сирин, – радовались Пророки, ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели; радовались Апостолы, ибо узрели здесь славу Его Божества, которого прежде не разумели. Они предстали пред Господом, как служители, и смотрели друг на друга, – Пророки на Апостолов, а Апостолы на Пророков. Там взаимно простирали на себя взоры предстоятели Ветхого и Нового Заветов. Таким образом, гора представляла собою Церковь, потому что Иисус соединил на ней два завета, принятые Церковью, и показал, что Он есть Податель обоих».

Светлое облако осенило их, и был слышен глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте. Услышав голос Божий, ученики в страхе пали на землю, а Христос коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь». Когда они посмотрели на Него, то увидели Его снова в обыкновенном виде. Спускаясь с горы, Иисус повелел им никому не говорить о том, что они видели, пока Он не воскреснет из мертвых. «И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых».

Кроме того, слава Преображения служит предъизображением светлого и славного Воскресения Господня, а по толкованию св. Прокла – предуказанием той славы, в какой придет некогда Господь, Судия живых и мертвых, и того преображенного состояния, в каком мы явимся в конце мира.

Свидетельства о празднике Преображения идут с V в., однако уже в IV в. св. равноапостольная царица Елена соорудила на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

Празднованием Преображения Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств – человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Для Спасителя Преображение состояло не в изменении, не в каком-либо возрастании Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.

У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет. “Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами”, – говорит святитель Иоанн Златоуст.

Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни.

В Праздник Преображения принято освящать плоды. Этот древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. Некогда этот обычай означал, что люди приносили начатки своих трудов для освящения их Богом в Церкви, так же как приносили мед на первый Спас, медовый. Церковно-славянский язык не различает овощей и фруктов. Под овощами подразумеваются всякие плоды, поспевающие к этому времени. Как правило, у нас  освящают яблоки, виноград и другие поспевшие плоды – груши, абрикосы.

Свидетельства о приношении первых плодов нового урожая к алтарю можно найти в Ветхом Завете: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23:19); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев. 23:10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3:9).

В христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение: в Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении всех людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *