Перед праздником Рождества Богородицы в Андрее-Владимирском храме появилась новая икона Девы Марии, Оранта. Икону для Воскресенского кафедрального собора и его общины пожертвовали добрые люди. На данный момент она одна из самых больших икон храма, обрамлена в большой киот и находится в левой части, ее сразу видно при входе в сам храм.
Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве западных храмов, и в иконописи славян. Поднятые и раскинутые в стороны руки с раскрытыми ладонями наружу, это традиционный жест заступнической молитвы. Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображение Богородицы -«Оранты» (от лат. orans — молящийся)встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает после иконоборческого периода.
Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу. Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.
В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты
(высота фигуры 5 м 45 см). Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.
От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.
Вот как описывал эту киевскую икону известный путешественник Муравьев:
«Рост Богородицы исполинский, как и все Ее дела на Руси. Она стоит на золотом камне, в незыблемое основание всех притекающих к Ее защите. Небесного цвета Ее хитон, червленый пояс и на нем висит лентион, которым Она отирает столько слез. Лазуревые поручи на воздетых к небу руках. Золотое покрывало опускается с Ее головы и перевешено в виде омофора на левое плечо, на знамение Ее покрова, ширшего облака, икона Пресвятой Богородицы Нерушимая Стена по гласу церковных песней. Светлая звезда горит на челе Богоматери и две звезды на раменах: ибо Она Сама, Матерь незаходимого Света, была для нас зарею незаходимого Солнца».