Община Кафедрального собора УПЦ открыла новый паломнический сезон!

Середа, 16.03.2016 13:42

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

8 марта, группа паломников во главе с благочинным протоиереем Павлом Белым и ведущим паломничество иереем Олегом Степановым посетили Свято-Богородицкий Ризоположенческий мужской монастырь в с.Томашовка, Фастовского района Киевской области. В составе паломнической группы были прихожане храма, работники отделов собора, а также староста прихода Лидия Полонная. Напомним, что 13 февраля состоялось также паломничество по святым местам Черниговщины.

Можно с уверенностью сказать, что традиция путешествий по святым местам Украины прижилась в Кафедральном соборе, такие поездки приносят новые краски в жизнь общины и дают немалую пользу.

Первым пунктом был Троицкий Густынский женский монастырь, богатый своей историей. Обитель основали в  начале XVII века на острове Густыня  р. Удай иноки Киево-Межигорского монастыря  иеросхимонах Иоасаф с учениками – иеромонахом Евфимием и монахом Геннадием. С помощью мирян, живших вокруг Густыни, о. Иоасаф и его ученики, построили в 1614 году деревянный храм Святой Троицы.

Не задолго до кончины, о. Иоасаф направил о. Евфимия и Геннадия к начальнику Ближних пещер Киево-Печерской Лавры Исаии Копинскому с просьбой о содействии в строительстве обители. Тот прибыл в Густынь, возвел здесь ряд строений, в т.ч. трапезу с храмом Благовещения или Рождества Пресвятой Богородицы, посетил на Волыни хозяев густынских земель – князя Михаила Корибута Вишневецкого с женой Раиной (Ириной)Могилянкой – и получил от них акт на угодья для монастыря (при этом князь наделил о. Исаию правом опеки всех православных священников в своих владениях на левом берегу Днепра). Вернувшись в Лавру и став вскоре игуменом Киево-Братского монастыря (1615) и Межигорья о. Исаия после кончины о. Иоасафа (†1616) присылал в Густынь достойных иноков в качестве настоятелей.

В 1620 г. Густынь посетил Иерусалимский патриарх свт. Феофан, которого охраняли в пути запорожские казаков во главе с гетманом Петром Сагайдачным; по прибытии в Киев он принял участие в восстановлении православного епископата Украины (после Брестской унии 1596 г.), в частности – возведении о. Исаии во епископа Перемышльского. Речь Посполитая не признала эти посвящения законными, и владыка Исаия не вступил в управление своей епархией; часть межигорской братии отказалась принять его настоятелем («епископ не может быти нам игуменом»), и он с преданными ему иноками перешел в Густынь (с 1628 г. он титуловался архиепископом Смоленским и Чернигово-Северским, в 1631-1632 гг. был митрополитом Киевским, затем жил в Киево-Златоверхом монастыре и некоторых монастырях Полесья, †1640).

В 1620-х гг. оба храма, трапезную и кельи сменили новые, которые в 1636 г. сгорели при пожаре. В 1638 г. монастырь перенесли на другое место и построили в нем трапезную с храмом Успения Пресвятой Богородицы и кельями. В том же году, узнав о нападении польского войска на Мгарский монастырь, густынские иноки оставили свою обитель, и ушли в Московию. В 1639 г. монастырь был возрожден и окружен защитным рвом, тогда же обитель посетил митрополит Киевский свт. Петр Могила. Ее жертвователем в это время выступил правитель Молдовы Василий. В1641-1644 гг. здесь вновь был выстроен храм Св. Троицы.

В разные дни 1654 г. обитель посетили патриархи: Константинопольский –  свт. Афанасий Пателарий, и Антиохийский  – Макарий  с сыном  архидиаконом Павлом Алеппским (последний отметил в дорожных записях, что увиденный им здесь иконостас храма Св. Троицы многократно превосходил великолепием бывшие в то время иконостасы Киево-Софийского собора и Успенского собора Киево-Печерской Лавры).

В 1671 г. часть обители вновь уничтожил пожар, после чего здесь начали каменное строительство: в 1674 г. заложен храм Св. Троицы, в 1675 г. его освящение совершил Черниговский архиеп. Лазарь Баранович, который во время торжества рукоположил во иеромонаха будущего свт. Димитрия Ростовского (Туптало, †1709); на рубеже XVII-XVIII вв. построены трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы, ограда, башня св. ворот с надвратным храмом свт. Николая Мирликийского, храм свв. апп. Петра и Павла, корпус настоятеля с северными воротами и домовым храмом св. вмц. Варвары (последние 3 сооружения включены в ограду); обитель стала образцовым архитектурным ансамблем в стиле украинского барокко.

В XVII-XVIII вв. в обители составлены «Густынская летопись» и «Летопись Густынского монастыря», которые признаны важными источниками отечественной истории.

В 1697 г. прилуцкий полковник Дмитрий Горленко перенес в крипту храма Св. Троицы прах своего отца – прилуцкого полковника Лазаря Горленко (убит в Крымском походе 1687 г. казаками), и украсил наместную храмовую икону Божией Матери серебряной позолоченной ризой; на его же средства построены монастырские стены и храмы свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла (1693-1708); обитель посещал его внук Иоаким – будущий свт. Иоасаф Белгородский (†1754), отец, которого, Андрей, был женат на дочери гетмана Даниила Апостола Марии.

В нач. XVIII монастырь был самым богатым в Украине. Потемкин, узнав о таких богатствах монастырских рассказал императрице, а Катерина и возьми, и упразднила монастырь…

В 1793 г. монастырь был упразднен, 55 лет запустения… в 1844 г. – вновь открыт. В 1845 г. ветхие строения обители запечатлел на своих рисунках Т.Г. Шевченко. В том же году в крипте Успенской церкви был погребен генерал-губернатор Малороссии князь Николай Репнин, а сам храм обновлен на средства вдовы Репнина Варвары и освящен в честь Воскресения Христова, в дальнейшем он стал усыпальницей Репниных. При обновлении этого и других строений монастыря, их вид был частично изменен: Воскресенский храм обрел боковые апсиды, башню с храмом свт. Николая надстроили звонницей, храм свв. апп. Петра и Павла увенчали луковичными куполами.

В 1924 г. обитель вновь упразднили и отвели под коммуну беспризорных детей. Когда в 1927 г.  строения Густыни изучал  историк Николай Макаренко (1877†1938, репрессированный за протест против уничтожения Киево-Златоверхого собора), его сын Орест (1910) утонул в Удае и был похоронен в склепе Репниных. В 1943 г. монастырь возродился, в 1959 г. его повторно закрыли и отвели под психоневрологический диспансер, к нач. 1990-х гг. здания обители выглядели руинами. В 1993 г. началось новое возрождение монастыря, к настоящему времени его архитектурный ансамбль практически полностью восстановлен (верхи храма свв. апп. Петра и Павла вновь обрели барочную форму).

За свою более чем трёхсотлетнюю историю Густынский монастырь трижды закрывался. Начиная с 1993 года обитель, ставшая женским монастырём, вновь действует. Настоятельница монастыря Игумения Вера (Таран).

Главная святыня монастыря – Густынская икона Божией Матери Одигитрия «Путеводительница» (10 августа). Время явления этой иконы неизвестно, но в летописи Густынского монастыря имеется запись, что уже в 1670 году она была известна повсюду как прославленная многими чудесными знамениями. Вначале святая икона стояла над колодцем, а затем, после многих явленных ею чудотворений, перенесена в Троицкий храм и установлена слева от царских врат.

Ежегодно, когда на монастырской площади проводилась ярмарка (28.08), икону выносили из церкви, обходили с ней вокруг всей ярмарки и ставили в специально для этого устроенной часовне, в которой она и оставалась до конца ярмарочного торга. Отсюда и второе название Густынской иконы – «Ярмарковая».

Возродилась и традиция выносить чудотворную икону на время ярмарки.

К сожалению, в советское лихолетье икона была утрачена, поэтому сейчас в монастыре увеличенная копия, которая также чудотворна.В Троицком храме из-за утраты старинного внутреннего убранства, настенные росписи и иконостас исполнены заново, по стилю они подражают манере академизма, но очертания иконостаса и обрамление его икон имеют черты барокко. Слева от главного входа в храм устроен спуск в крипту, где в наше время положены мемориальные плиты в честь погребенного здесь прилуцкого полковника Лазаря Горленко (†1687) и его родни – предков свт. Иоасафа Белгородского.

Юго-восточнее храма Святой Троицы и северо-восточнее Воскресенской церкви сооружен храм свв. апп. Петра и Павла, включенный в кольцо ограды (1693-1708); в чем-то подобный Троицкому храму, но меньший в размерах, он также имеет крестообразный план и 5 глав; южнее храма в ограде обители устроены восточные ворота.

Уникален в центре северного звена ограды – дом настоятеля (XVII-XVIII вв.) с северными воротами (1-й ярус), кельями (2-й ярус) и храмом св. вмц. Варвары (3-й ярус); вариант сочетания в этой постройке оборонительной, жилой и храмовой архитектуры не имеет аналогов в зодчестве украинского барокко. Тишина, живописность и молитвенность обители поразили всех паломников. После посещения святынь, монастырской трапезы и набрав воды из святого источника, паломники отправились в город Прилуки.

Город расположен на реке Удай. Первые упоминания о Прилуках датируются (Ипатьевская летопись) 1085 (1098) годом, когда была упомянута крепость, служившая Киевской Руси защитой от набегов кочевых племён печенегов и половцев. В 1239 году город был разрушен монголами. В 1459 году Прилуки являлись крупным городом под властью Великого Княжества Литовского. В 1648 году в ходе войны Войска Запорожского против Речи Посполитой здесь была расположена часть казацкого запорожского войска, что придало развитию города дополнительные импульсы. Впоследствии Прилуки стали частью Российской империи.

С 1923 по 1930 годы был центром Прилукского округа УССР в составе СССР. Во время Великой Отечественной войны город был сильно разрушен. Освобожден от гитлеровцев 18 сентября 1943 г. На территории бывшей Прилукской крепости, рядом с полковой сокровищницей, паломники посетили главный духовный центр города – Свято-Преображенский кафедральный собор. Величественный пятикупольный храм в сдержанных формах позднего барокко. Строительство храма началось в 1705 году силами и средствами общины на месте сгоревшей деревянной Спасской церкви. Когда же в 1714 году прилуцким полковником стал Гнат Галаган, он выделил значительные средства на завершение храма, а так же Николаевской церкви с колокольней.

Структура Спасо-Преображенского собора повторяет деревянные украинские пятикупольные храмы, и внешне он очень на них похож – с компактной планировкой и суровым, аскетическим видом белых, почти лишенных декора фасадов. Строительство было закончено в 1720 году. В 1781 г. и 1834 г. храм пострадал от пожаров. В результате ремонтов, изначальная грушевидная форма куполов была изменена на сферическую граненую с фонариками.

До 1930 г. храм действовал, а потом стоял заброшенный и полуразрушенный вплоть до начала 90-х годов XX в., когда его капитально отремонтировали и передали Церкви. Сейчас собор является настоящим украшением Прилук. Внутри сохранились росписи, старинные иконы, множество мощей святых и высокий иконостас. В правой апсиде собора находится склеп с останками прилуцкого полковника Гната Галагана.

Рядом с казной, вздымаются ввысь купола гордости прилучан – Николаевская церковь с колокольней начала XVIII века.

Оригинальностью и исключительным стилем отмечается также архитектура города конца XIX – нач. ХХ вв: собор Рождества Пресвятой Богородицы, церкви Иоанна Предтечи, Трех святителей, Святого Пантелеймона и много др. зданий.

Город славится своими выдающимися земляками, среди которых просветитель, писатель и церковный деятель свят. Иоасаф Белгородский памятник, которому украшает главная площадь города.

Благодаря развитой инфраструктуре и месторасположению, Прилуки являются идеальной отправной точкой для путешествий по паркам и монастырям района.

Также паломники посетили и Сретенский храм (подворье Густыни) в  его помещении до 2007 года находился Прилуцкий краеведческий музей, а теперь просторный и светлый храм.

В соответствии с записями приходской книги Полтавской епархии церковь была построена в 1889 году. Каменная, трехнефная базилика. Над главным западным входом были расположены три купола (не сохранились), сейчас восстановлен один.

Возрождение Сретенского собора начался в апреле 2007 года, когда решением сессии городского совета его было передано Густынскому Свято-Троицкому монастырю. 17 октября 2009 года храм открылся для прихожан. В стенах обновленного святого храма чувствуешь тишину и умиротворение, душевный покой, божественную любовь и благодать.

И уже последним пунктом посещения было удивительное село Полонки с Архангело-Михайловским храмовым комплексом.

Название Полонки достовернее всего происходит от слова полыньи. По-видимому, на Удаи издавна была многие рыба, вот зимой и долбили здесь много полыней, чтобы ее ловить. Ну а буква «о» куда-то отпала, вот и вышло «Полонки».

Полонки разлеглись в речной долине среди пойменных лесов. Когда-то это село было таким себе достаточно глухим лесным хутором, ну а в настоящее время, лес повырубили. Немного осталось. Так же здесь и с людьми – раньше было больше, а теперь около трех сотен.

Едим с главной дороги и вот у врат Михайловской церкви. В настоящее время она окружена ограждением, с декоративными вратами, звонницею, и несколькими большими домами.

Церковный двор выходит прямо на берег реки, которая, говорят, когда-то была руслом подступала аж под самые стены.

Михайловская церковь в Полонках – это типичный деревянный казацкий храм, но построенный из кирпича. Он на удивление интересен хоть и небольшой.

Гордятся сельчане Свято-Михайловской церковью и колодцем с чудодейственной водой. Церковь – уникальный историко-архитектурный памятник конца XVIII столетия, сооружен в 1777-1779 годах на деньги сына священника Александра Шило. Храм трехглавый, трехчастный с граненными алтарем и притвором. Это один из более совершенных храмов эпохи украинского барокко. Еще при царском правления пол в ней вымостили цветной плиткой.

Главная святыня церкви – это небольшой ковчежец с частицей мощей десной руки Святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Десница святителя Димитрия Ростовского, оторванная гробовой крышкой при открытии мощей священномучеником Арсением (Мацеевичем) 21 сентября 1752 года, хранилась в Ростове в серебряном ковчеге в ризнице Спасо-Иаковля монастыря отдельно от мощей святого. В начале ХХ века по стечению обстоятельств святые мощи попадают в Черниговскую область. Более 70 лет святыня хранилась в черниговской благочестивой семье, которая хранила и оберегала ее. 3 октября 2002 г. по благословению митрополита Черниговского и Нежинского Антония мощи в торжественной обстановке были разделены на три части и одна из них была передана Свято-Михайловской церкви общине села Полонки при большом стечении богомольцев и духовенства. Частица мощей Димитрия Ростовского сегодня вновь творит чудеса: больных исцеляет от недугов. Вблизи храма села Полонки находится чудодейственный источник – еще одна святыня полонковчан.

Стараниями настоятеля храма протоиерей Владимира и помощи благотворителей сооружен небольшой храм в честь святителя Дмитрия Ростовского и другие здания.

После угощения душистым сладким свежеиспеченным хлебом отца Владимира, паломники отправились обратно в Киев, полные благодати испитой у таких Святынь.

Старинное, небольшое село Полонки живет. И жив народ, когда живы святыни и творится молитва!

В следующий раз паломники общины Кафедрального собора отправились в Свято-Богородичный Ризоположенческий мужской монастырь.

Монастырь был образован как скит Свято-Введенского монастыря 22 ноября 2000 года решением Синода УПЦ. Место для монастыря было выбрано братией монастыря при содействии администрации Фастовского района и председателя Томашевского сельского совета на месте бывшей усадьбы пана Хаецкого. Усадьба была в разрушенном состоянии. В настоящий момент братия восстанавливает усадьбу и строит монастырь при содействии местных властей, прихожан и спонсоров монастыря.

Монахи организовали мини-зоопарк, где содержатся ламы, страусы, павлины и разнообразные птицы.

Святынями монастыря являются домовой храм св. прмц. Великой княгини Елисаветы Федоровны, икона Божией Матери «Всех скорбящих радосте», икона Божией Матери «Грузинская», многие другие иконы, частицы мощей многих святых, в том числе св. прмц. Елисаветы, прп. Димитры Киевской, прп. Олимпиады Арзамасской, а также часть ризы Богородицы.

Престольный храм в честь Положения Ризы Богородицы во Влахерне еще не построен.

Ежегодно 13 июля совершается традиционный крестный ход с иконой Божией Матери «Призри на смирение» (Свято-Введенского мужского монастыря) от храма Св. Ахистратига Михаила с. Белогородка до монастыря к Престольному празднику Положение ризы Божией Матери во Влахерне 15 июля.

С 1795 до 1810 года село принадлежало семье князя Григория Долгорукова, а в 1810 году было продано поляку Яну Хоецкому.

Дворец Хоецких, в котором сегодня находится Ризоположенческий мужской монастырь, расположен в северной части села Томашовка. Здание в стиле модерн на берегу реки Ирпень было построено в 1903-10 годах по проекту архитектора В. Куликовского по заказу польских шляхтичей Хоецких на месте более раннего сгоревшего дворца. Интерьер дворца был украшен картинами польских художников, мебелью из красного дерева. Печи в доме были из белого кафеля и разноцветными, украшенные медальонами. Пол в дворце была из дуба, стены окрашены в охру, терракотовые и розовые оттенки, украшены розетками. Вокруг дворца был разбит красивый парк.

В советское время имение Хоецких в Томашовке превратилось в колхоз, а дворец стал школой.

В 2000 году весь комплекс имения, будучи уже в плачевном состоянии перешел во владения монахов Свято-Введенского монастыря, которые осуществили реставрацию всей усадьбы. Дворец был превращен в Свято-Богородичный Ризоположенческий мужской монастырь. Кроме усадьбы-дворца с домовой церковью, в первоначальный архитектурный вид была восстановлена бывшая конюшня (ныне хозяйский двор с козами, коровами, домашней птицей… павлинами, страусами) и переобустроен большой парк, по всей территории которого теперь рассажены маленькие ангелы.

А почему дворец был практически разрушен? А потому что в советское время это место служило школой, во время оккупации – немецким штабом, а несколько последних лет до передачи его монастырю и вовсе пустовало, хвастаясь отсутствием пола и потолков. Огромными усилиями наместника Дамиана, братии и прихожан это место превратилось в “малый Эрмитаж” фастовского района, поражающий своей изумительной красотой. Сейчас вся территория монастыря представляет собой памятник архитектуры национального значения. В 2003 году усадьбу посетил Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины и освятил её.

Монастырь и территория до сих пор реставрируются, дорожки на территории пока щебневые, не везде есть тротуары и еще не достроены домики. Также в процессе строительства и колокольня.

Паломники посетили построенные, но еще в процессе отделки храмы, прошлись парком с множеством памятников святых и особенно поразительная композиция «Голгофа».

Монастырь имеет большую территорию и обнесет стой с башнями, как в древних монастырях.

Все здесь сделано с любовью и молитвой, с уважением к старине и гармонично обустроено, трудами Преосвященнейшего епископа Фастовского Дамиана (Давыдова), братией, прихожанами и щедрыми благотворителями.

Надолго останется в сердцах паломников это дивная обитель Богородицы в Томашовке.

Пресвятая Богородице спаси нас! Святая прп. муч. Елизавета и все святые молите Бога о нас!

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *