Доклад председателя Административно-хозяйственного управления УПЦ епископа Бородянского Варсонофия на конференции МАП в Греции

Четвер, 19.05.2016 11:00

9ad74ebcc3d83e86bcc0098026ed5e9f_XLКонференция Межпарламентской Ассамблеи Православия на тему: «Монастырская продукция и мелкие производители в православном мире. Совместная работа и перспективы»

Греция, г.Спарта. 14-17 апреля 2016г.

Доклад Преосвященнейшего епископа Бородянского Варсонофия, викария Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви

Высокопреподобные отцы и монахини обителей!

Уважаемые участники конференции и гости!

Разрешите от имени участников, прибывших из Украины, поблагодарить руководство Межпарламентской Ассамблеи Православия за приглашение на конференцию. Для Украинской Православной Церкви это знаковое событие и мы с чувством ответственности принимаем участие в столь важном мероприятии, направленном на поиски плодотворного взаимодействия между церквями в области хозяйственной деятельности монастырей.

Великий учитель монашества преп. Иоанн Лествичник сказал: “Свет монахам – ангелы, а миру – монахи». Монашество – это авангард Церкви, и трудно переоценить положительное влияние монастырей на духовную жизнь мирян. Поддержание надлежащего уровня монашеской жизни является одним из основных факторов в деле возрождения Церкви и духовного оздоровления нации. Ведь монастыри должны быть форпостами духовности и просветительства в обществе, нести свет веры Христовой в мире.

Реализация этой задачи требует от монахов постоянного подвига напряженного труда и молитвы. Для Украины, где большинство населения исторически исповедует Православие, это особенно актуально. Именно молитвой и трудом создавались обители во все времена, и сегодня молитвой и трудом современных ревнителей поднимаются из руин наши древние святыни, возобновляется уклад монашеского жизни.

Как свидетельствует статистика, Украинская Православная Церковь занимает одно из ведущих мест в мире по количеству монастырей и монашествующих, но мы не можем не осознавать, что наша монашеская жизнь еще далека от совершенства, и впереди нас ждет очень много работы в этом направлении.

Но и на сегодняшний день сделано немало. Численность монашествующих постепенно возрастает. Увеличивается также и количество монашеских общин. Динамика возрождения монастырских храмов и сооружений остается на достаточно высоком уровне.

Жизнь монашеских общин не ограничивается только литургической деятельностью и трудами по возрождению храмов и сооружений. Большинство монастырей осуществляют посильную образовательную, благотворительную, миссионерскую и катехизаторскую работу.

При многих из них действуют воскресные школы, организованы различные кружки для детей, функционируют регентские школы и классы. Некоторые имеют свои паломнические службы. При монастырях действуют благотворительные столовые, где ежедневно предоставляются бесплатные горячие обеды малоимущим, лицам без определенного места жительства, беженцам, переселенцам и т.д. Нуждающимся оказывается посильная денежная помощь, работают пункты раздачи одежды. Социальная и образовательная деятельность монастырей в настоящее время являются для Церкви приоритетными направлениями.

В современных условиях, одной из важнейших и необходимых сторон монастырской жизни, является налаживание и изготовление богослужебной утвари, изделий религиозного направления, а также продуктов питания.

Для церковного народа нет ничего странного в том, что в монастырях имеется собственное большое хозяйство и даже целые производства. Первые правила монашеской жизни, написанные в IV веке святителем Василием Великим, предписывали иноку наравне с молитвой и труд. Этот монашеские труд – особый, его цель не доход, не «бизнес». Он включен в систему духовного руководства, которая преображает личность. В основе этого труда – любовь к ближнему и послушание.

На Руси хозяйственная деятельность с давних пор входила в круг занятий как женских, так и мужских монастырей. Для насельников «рукоделие» считалось необходимым условием быта. В начальный период, монастырская экономика основывалась в основном на «вкладах», то есть на добровольных пожертвованиях монастырю от богатых князей и бояр. Зачастую вклады делались не деньгами, а земельными наделами. В результате у монастырей оказались большие владения — ими надо было эффективно управлять, перерабатывать и продавать или обменивать произведенную продукцию. Таким образом, хозяйственная деятельность монастырей стала крупной составляющей национальной экономики. Постепенно история монастырского хозяйства интегрировалась в историю становления государственности, экономики, права и культуры.

На рубеже XVIII-XIX веков ситуация коренным образом изменилась. В деятельности монастырских мастерских широкое распространение получило «ремесло на заказ», дававшее значительно больший доход и гарантию сбыта. Заказанные работы, выполняемые в монастырских мастерских, были чрезвычайно разнообразны. Это были облачения архиереев, священников и диаконов, шитые и написанные красками иконы, покровы на различные богослужебные сосуды, предметы, служившие для украшения интерьеров, даже военные мундиры и знамена для полков и военных училищ и т.д. Тем самым развитие прикладного искусства стало существенным источником дополнительных поступлений для монастырей.

Сегодня, наряду с восстановлением монашеской жизни, на первый план выдвигается вопрос восстановления утерянных исторических промысловых и сельскохозяйственных навыков.

Настоящими центрами возрождения не только духовности, но и социально ориентированного монастырского хозяйствования в Украине, бесспорно, являются лаврские комплексы: в центральной части страны – Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, в западной части Свято-Успенская Почаевская Лавра и в восточном регионе – Свято-Успенская Святогорская Лавра. Усилиями настоятелей и братии восстановлены не только архитектурные ансамбли, но и налажена хозяйственная деятельность, в целом охватывающая почти весь спектр жизненных потребностей данных монастырских общин. При обителях действуют:

• просфорни,

• пекарни по выпечке хлеба и булочных изделий,

• мастерские плотничные и столярные, в том числе резьба по дереву,

• мастерские слесарные, токарные и кузнечные,

• мастерские золотошвейные и вышивальные,

• мастерские по изготовлению изделий из керамики,

• иконные мастерские,

• иконописные мастерские и другого рода живопись,

• свечные мастерские,

• издательские отделы,

• собственные полиграфические мощности,

• паломнические службы,

• подсобное скотоводческое хозяйство,

• растениеводческое и садоводческое хозяйства,

• огородничество

• содержание пасек и др.

К примеру, насельники Киево-Печерскаой Лавры сумели организовать и много лет содержат собственное подсобное хозяйство. В их ведении находится значительное количество пахотной земли, на которой возделывается пшеница, гречка, картофель и овощные культуры. В хозяйстве имеется также животноводческая ферма, включающая около тысячи голов скота. К сожалению, отсутствует база для соответствующей обработки получаемого товара, и монастырь вынужден полученную сельскохозяйственную и животноводческую продукцию реализовывать на основе договоров с партнёрами.

Хотелось бы отметить, что изделия и конечный товар, как правило, соответствуют современным потребительским требованиям. Для улучшения процесса производства привлекаются специалисты-технологи, по возможности проходит обновление материальной базы. Что касается других монастырей Украинской Православной Церкви, общее количество которых приближается к трёмстам, то их внутренняя хозяйственная деятельность в той или иной мере приблизительно охватывает перечисленный выше список. Расцвет художественных ремесел и наследие монастырской культуры в разных епархиях определяется местными традициями, что отражается на их товарном разнообразии. Одни выделяются приготовлением и фасовкой в оригинальной упаковке лекарственных трав и сборов, другие ассортиментом и элементами пошива богослужебной утвари, третьи специализируются на выращивании цветов и плетении корзин.

Основным местом реализации монастырской продукции являются церковные лавки, действующие при монастырях и приходах. В последние время в Украинской Православной Церкви сложилась целая система выставок-ярмарок, на которых можно приобрести практически все, что производится сегодня в монастырях и церковных мастерских. Одни стремятся сюда, чтобы купить свечи, лампадное масло и церковную утварь по цене производителей, другие — за экологически чистыми продуктами, третьи – за одеждой и предметами обихода. Вся продукция соответствует стандартам качества и уже имеет постоянного потребителя. В дни проведения подобных мероприятий между представителями продукции налаживаются контакты, что способствует значительному расширению географии товарооборота церковного и религиозного назначения.

Опыт проведения выставок-ярмарок выявил положительные факторы в развитии монашеской хозяйственной жизни, один из них – стойкая тенденция к расширению видов деятельности. Главный критерий – ориентация на то, что в историческом прошлом показало значительную общественную заинтересованность. Это прежде всего возрождение по монастырским технологиям производства изделий из волокнистых веществ, льна, холста, полотна, налаживание ткачества, прядение ниток и окраска ткани. Полезным было бы восстановление кожевенного дела, портняжное и сапожное производство. Чеканка по металлу, химическое золочение и серебрение, выполненные на должном уровне, могли бы привлечь значительную часть покупателей.

Почти все монастыри имеют собственные Интернет-представительства, на страницах которых можно ознакомиться с ассортиментом предлагаемой продукции. Также размещены контактные данные, что позволяет сделать заказ товара или оговорить условия его приобретения и доставки. Не только при монастырях, но и при отдельных приходах налажено производство товаров церковной направленности. К примеру, при общине Кафедрального собора УПЦ существует Издательский отдел, полиграфическая продукция которого снискала известность во многих епархиях. Этому способствует специализированный сайт, созданный и действующий в сети Интернет. Право на распространение печатной продукции в торговых точках, организованных монастырями и приходами, имеют только те книги, которые рекомендованы к печати рецензионной комиссией Украинской Православной Церкви и имеют соответствующий гриф. Нормативы лицензирования любой другой церковной продукции, имеющейся на рынке, пока не выработаны.

В процессе возрождения Православия в Украине монашеские идеалы, как и ранее, оказывают первостепенное влияние на формирование нравственного облика христианского общества. Но как само общество относится к христианским монастырским общинам? Как будут развиваться монастыри в ближайшие десятилетия? Будет ли их деятельность обеспечена законодательно? Могут ли они участвовать в социальной работе, в организации общеполезного производственного процесса и в каких формах? Именно эти вопросы и их решение напрямую определяют дальнейшую направленность организационного и юридического статуса жизнедеятельности монастырей Украины. Приведу простой пример: в настоящее время ни один из монастырей не обладает собственностью на землю, на которой он располагается; это же касается и приходских храмов.

Проблема духовно-религиозных аспектов экономических отношений стала весьма актуальной и в нашей стране. В связи с этим назрела необходимость в комплексном исследовании исторического опыта хозяйственно-экономической деятельности УПЦ, в частности, православных монастырей. Особенности их экономической и предпринимательской деятельности, положительные традиции в сфере трудовой жизни, честного и рачительного хозяйствования не утратили своей ценности по настоящее время и требуют подробного изучения.

Мы видим — идет постепенное возрождение и активизация хозяйственно-экономической деятельности Церкви. Эта важная сфера церковной действительности не осталась без внимания Священного Синода УПЦ, который для решения общехозяйственных вопросов всей Церкви утвердил специальный орган — Административно-хозяйственное Управление УПЦ. Управление находится в Киеве и призвано координировать, налаживать и способствовать реализации экономических проектов разного уровня. Решением Синода УПЦ от 25 апреля 2013 г. меня назначили на должность председателя Административно-хозяйственного управления.

С целью становления этики бизнеса, основанного на принципах христианской морали, необходимо разработать программу развития справедливых деловых отношений, которая включала бы непосредственное участие православных религиозных организаций Украины в различных сферах хозяйственно-предпринимательской деятельности. Нравственно-религиозная трактовка оптимальных экономических действий должна способствовать утверждению новой трудовой этики и основываться на традиционных христианских ценностях. Современная хозяйственно-экономическая деятельности УПЦ должна развиваться в русле богословско-этического обоснования.

Все национальные и мировые религии не только занимались духовно-нравственными проблемами, но непосредственно влияли на повседневную хозяйственную и экономическую деятельность людей, санкционируя божественным авторитетом определенный тип имущественных отношений, благословляя одни виды экономической деятельности и негативно относясь к другим.

В одном из предыдущих выступлений прозвучала идея об определении специального характерного термина, который своим смысловым значением выражал бы в товаре или изделии весь свод православных норм и требований. Я поддерживаю эту идею, она вынесена жизнью в повестку дня, ведь православный мир давно нуждается в универсальном символе, точно обозначающем жизнь христианина и его деятельность в границах межконфессионального и общественного взаимопонимания. Как это уже прозвучало, таким общим брендом могло бы быть слово «канон».

Впереди много работы, которая должна проводиться с учётом существующего в Украине гражданского законодательства. Возможно, Церкви необходимо будет приложить усилия для наиболее оптимального взаимодействия светских законов с ёё нуждами, найти понимание в сфере нологообложения, использования жилищно-коммунальных услуг и т. д.

Необходимо четко установить объем специальной правоспособности религиозных организаций, который имеет приоритетное значение перед общим законодательством.

Решение этих вопросов, а также ряда моментов организационного характера, несомненно будет способствовать налаживанию отношений между монастырями Поместных Православных Церквей в области обмена производимой ими продукции и обмена товарами церковного и религиозного содержания, открывая дорогу к совместной работе на долгосрочную перспективу.

Хочу выразить надежду, что дни, проведённые на греческой земле, станут надёжной точкой опоры для дальнейшего плодотворного сотрудничества монашеских общин православного мира.

Выражаю глубокую благодарность руководству Межпарламентской Ассамблеи Православия, организаторам конференции и всем, кто поддерживает монастырское производство, а также Предстоятелю Украинской Православной Церкви, Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию, архипастырям епархий, настоятелям и игуменам обителей, монашествующим и мирянам, которые самоотверженно и жертвенно, не жалея сил, трудятся ради возрождения монастырей и укрепления Святой Церкви на Украине.

Сердечно благодарю вас за внимание.

S1560023 zpsij2a3yp5

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *