Слово о Кресте Господнем. Протоиерей Павел Белый

Понеділок, 20.03.2017 14:32

В эти дни мы с вами проходим одну из седмиц святой Четыредесятницы, которая называется Крестопоклонной. Во всю эту седмицу на средине храма лежит крест, украшенный прекрасным венком из живых цветов, засушенных полевых трав, благоухание которых наполняет все пространство храма.

Кресту Твоему покланяемся, Владыко…

История установления недели Крестопоклонной восходит к событиям VII века. В 614 г. Персидский царь Хосрой осадил и взял штурмом город Иерусалим. Завоеватель взял в плен тогдашнего иерусалимского патриарха Захарию, захватив также Честный и Животворящий Крест Христов. После 26-летней войны византийский император Ираклий одержал победу над врагами, а патриарх Захария вместе с Честным Древом вернулись в Святой Город. Это чудесное возвращение совершилось весной. С тех пор, каждый год в период Великого поста совершается вынос Св. Креста для поклонения ему народа. Для того, чтобы Св. Крест вдохновил людей, дал им духовные и физические силы для достойного препровождения оставшихся дней поста и радостной встречи Светлого Христового Воскресения – Пасхи. «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим» – этим песнопением и сопровождается само поклонение Кресту. Именно оно напоминает нам о грядущих событиях Страстной седмицы и Воскресения Христа.

Крестное знамение

Вообще, крест занимает особое место в жизни каждого православного христианина. Когда человек принимает Крещение, на него священник одевает нательный крест, который сопровождает его (человека) всю его жизнь. Наши храмы увенчаны крестами, в знак нашей христианской принадлежности. Во время молитвы мы постоянно осеняем себя крестным знамением. Перед тем, как садиться за стол, мы обязательно молимся и благословляем пищу; выходя из дома – осеняем свой путь крестом. И даже когда христианин уходит из этой временной жизни в вечность, тогда до места  упокоения его сопровождает крест. И, наконец,  над самой могилой возвышается крест, как знамя победы жизни над смертью.

«Господи, как оружие против диавола Ты Крест Свой даровал нам: ведь враг страшится и трепещет, не смея взирать на силу его; ибо он воскрешает мертвых и уничтожил смерть. Потому поклоняемся погребению Твоему и воскресению» (песнопение из воскресного богослужения 8-го гласа). Такими словами Святая Церковь благодарит Бога за дарование Креста, как оружие против диавола и его слуг.  Но как орудие смерти стало символом жизни и победы над смертью? Когда Богочеловек Христос был пригвожден к кресту и умер на нем за всех нас – людей, Его непобедимая, непостижимая, Божественная сила сообщилась  кресту,  вселилась в него и осталась в нем навсегда. Воистину, Иисусом Христом крест силен, Иисуса Христа в кресте сила. Присутствует таинственно на кресте Всемогущий, Всесильный, оттого крест так могуч и силен.

Крестный путь

Но ведь Господь призывает и нас к крестоношению: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Этими словами Господь призывает нас к самоотвержению и готовности всегда и до конца быть с Богом. Господь призывает нас терпеть не только словесные оскорбления и укоризны, насмешки и т. п., но намного большее. По словам Златоуста, Христос устанавливает тот предел, до которого мы должны терпеть, самоотвергаться и этот предел – смерть, и не просто смерть, а смерть поносная (позорная). Поэтому Христос и не сказал, чтоб человек отвергался даже до смерти, но сказал: «возьми крест свой», подразумевая позорную смерть. И эта готовность умереть за Бога должна сопутствовать нам всю жизнь. Физические страдания, болезни, мучения, притеснения, скорби и сама смерть – это крестоношение внешнее, физическое.

В жизни христианина обязательно должно присутствовать и духовное крестоношение, не менее важное для спасения чем физическое. Ведь Христос призвал человека, чтобы он не только взял крест, но и следовал за Ним. А следование за Христом подразумевает избавление от страстей (гнев, зависть, сребролюбие, чревоугодие, блуд, гордость, уныние) и следование всякой добродетели (воздержание, целомудрие, нестяжание, плач о грехах, кротость, рассудительность, смирение, любовь). Это и есть внутреннее, духовное крестоношение.

Неся свой жизненный крест, который состоит из двух частей, духовной и физической составляющих, человек становится истинным христианином, который идет за своим Спасителем в Его Царство. И нет другого пути, который приведет нас к спасению без крестоношения. Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что и самого христианства не может быть без крестоношения.

Следуя призыву нашего Спасителя Иисуса Христа отвергнемся себя, возьмем крест свой и последуем за Ним, уповая на милость Божию и молясь: «Огради нас Господи силою Честного и Животворящего Твоего Креста и сохрани нас от всякого зла».

Прот. Павел Белый.

Крестопоклонная неделя, Кафедральный Воскресенский собор УПЦ.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *