На территории строительства Кафедрального собора УПЦ осуществляется проект начальных миссионерских литургий. В поминальную субботу, епископ Бородянский Варсонофий совершил Божественную литургию в Андрее-Владимирском храме , и т.к. литургия была «детской», то и на клиросе был детский хор, а в храме были дети чтецы. Также во время службы было разъяснено символическое и литургическое значение одной из частей богослужения. Именно об этом, комментарий клирика собора, и одновременно участника проекта – иерея Сергия Дерменжи.
– о.Сергий, 15 марта в субботу, в Андрее-Владимирском храме была совершена детская литургия , в которой была включена учебная часть, посвященная первой части литургии – проскомидии. Это первый такой эксперимент для Кафедрального собора и первый урок лично для Вас.Что можете сказать об этом событии?
– Совершенно верно, такое начинание – впервые для храма и впервые для меня. Это очень полезное и нужное начинание в богослужебной практике нашего храма.
– Выглядит ли органичным для богослужения пауза для пояснений литургического материала , вообще, некие непривычные остановки для бесед с прихожанами храма в такой важный момент ?
-Пауза в богослужении, если она помогает более глубоко понять смысл священнодействий, помогает верующим более осознанно молиться, и конечно полезна. Но пауза может быть очень затянутой и заместить собой молитву Евхаристии, отвлечь прихожан от основной цели собрания верующих, и такого ,конечно, допускать нельзя.
– Лично Вы увидели понимание в глазах верующих, какую-то потребность внутреннюю к этому обучению или это пастырское решение, которое обусловлено целесообразностью и просветительской необходимостью , обязательным назиданием.
-Потребность в пояснении богослужения есть всегда. Многие не имеют возможности потратить время на обучение в воскресной школе, а удлинение богослужения на 10-15 минут, может позволить каждый. И ,конечно, нельзя сравнить молитву человека, который пришел в храм и ничего не понимает из происходящего, для которого это мука, выстоять 1,5 часа на непонятном действии, и молитву человека, который понимает, молитвенно соучаствует в богослужении вместе со священником и диаконом, это и есть настоящая молитва, общение с Богом.
– Это была учебная литургия больше для детей, взрослым было что-то новое , чего они ранее не знали ? Не думаю, что многие изучали литургику и что-то знают о том, что конкретно происходит в алтаре.
– Конечно же, в первую очередь пояснения были для детей, но думаю, что и взрослым тоже было многое в новинку. Были вопросы и от взрослых.
– Следующая учебная литургия будет совмещена с детской , в апреле , и если так, то какой части литургии и каким моментам богослужения ?
– В следующий раз будем говорить о литургии оглашенных, потом о литургии верных, а в дальнейшем вернемся к проскомидии и будем рассматривать Литургию более детально.
Беседу провел : Андрей Герман sobor.in.ua
Фото : Дарья Кривошея duhcenter.in.ua, Андрей Котюх.
Видеорепортаж о первой «детской» учебной литургии.