Участок под строительство Кафедрального собора на карте Киева 1848 года

Вівторок, 09.02.2016 16:25

Эйсман 3В продолжение истории освоения в 17-20 столетиях земельного участка, отведенного для строительства Воскресенского Кафедрального собора.

В электронном архиве Национальной библиотеки Франции хранится «План города Киева, гравированный при военно-топографическом депо»  редакции 1846 года. Разрешение карты 13744×6384 пиксела, она является самой подробной старинной картой Киева в электронном виде, в отменном качестве. Кропотливый труд по извлечению карты из архива описан в оригинальной статье писателя и краеведа П. Семилетова.

На этой карте отлично просматривается участок, который на данный час выделен для строительства Кафедрального собора в честь Воскресения Христова (выделен красным цветом). По ходу реки Лыбедь хорошо виден наибольший на ней пруд  у деревни Нижняя Лыбедь Демиевка – он сгинул при строительстве железной дороги.  Озеро Глинка в тот момент не существовало, это был глиняный карьер.

Эйсман 4

Сейчас он наполнился подземными водами и ручьями, на карте же указан рукотворный пруд. Поблизости стоял кирпичный завод семьи Эйсманов, перешедший затем в собственность Субботиных от Эмилии Субботиной, в девичестве Эйсман. На время составления карты это считалось хутором Эйсмана и обозначено числом 20.  В 1834 году в районе нынешней Лыбидской пл. аптекарь Эйсман ( из немецких лютеран) основал кирпичный завод, производивший красный материал. Поскольку продукция не отличалась качеством, аптекарь стал делать исключительно “белую”. Так появился светло-желтый (настоящий цвет) киевский кирпич. Он изготавливался из синеватой, а при высыхании — зеленоватой глины, залегающей в холмах выше уровня Днепра.

Земельный участок по адресу Железнодорожное шоссе 3, находится на территории Печерского района в исторической местности Демеевка, которая принадлежала в XVIII веке Киево-Печерской Лавре. Участок находится на территории предместья, когда-то существовавшего села Демеевка, в непосредственной близости от русла речки Лыбидь, что тоже являлось территорией Лыбедского подворья Киево-Печерской Лавры и других владений монастыря, а также железной дороги, моста над речкой Лыбидь и ж\д колеи. Здесь были Лаврские заводы кирпичные и пивоварней с прудом на Лыбеди, мельницею, садом и хозяйственными заведениями.Позже кирпичные заводы приобретены светскими лицами.

Строительство в этой местности Кафедрального собора – логичный выбор, т.к. окружающие этот земельный участок земли, в основном принадлежали Киево-Печерской Лавре. Таким образом, будет восстановлена и сохранена историческая церковная преемственность.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *