Великий пост — период духовного преображения

Середа, 21.02.2018 12:15

Предшествующий Святой Пасхе период Великого Поста вызывает у нас особые чувства и эмоции. Прекрасные и умилительные песнопения, многочисленные продолжительные богослужения, воздержание в пище — призваны помочь нам собраться с силами, заглянуть внутрь себя, задуматься, осознать свои прегрешения — и принести искреннее покаяние.
Мы называем это время Великим постом, однако в Православной Церкви существует  и другое название, которое более глубоко отражает суть этого святого времени — Святая Великая Четыредесятница. Иначе говоря — сорок святых великих дней.
Мы чаще говорим о необходимости воздержания. Да, конечно, воздержание необходимо, без него невозможна гармония души и тела. Но очень часто Великий пост ограничивается лишь постной диетой, а наши мысли далеки от того, чтобы быть в молитве, быть с Богом. И вот это название, по церковной традиции, помогает осознать величие этого святого периода.

Люди говорят, что серое существование им наскучило, но не готовы сделать и маленького шага, чтобы что-то изменить. Многие садятся на суровую диету, но о посте слышать не хотят. Ходят к психологу, часами смотрят телевизор, но в церковь пойти и исповедаться им некогда. Современный человек часто не готов что-то дать окружающим. Он стремится только получать, не затрачивая при этом никакого труда и ничем не жертвуя. Он боится заглянуть внутрь себя и мучается из-за пустоты, разрушающей его душу изнутри.
Великий пост действует как рентген, как зеркало, так как он открывает наше истинное неприглядное духовное состояние.
Дух потребления, поиска удобств и самолюбия не даёт человеку освободиться от многочисленных излишеств, которыми он наполнил свою жизнь. Великий пост — это возможность сосредоточиться на собственном  духовном состоянии для исцеления от духовных недугов, которые помрачают наш ум, усложняют и наполняют нашу жизнь скорбями.
Молитва Ефрема Сирина, которая пятьсот раз звучит на великопостных богослужениях, призывает нас оставить дух праздности, уныния, любоначалия, празднословия и стяжать целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Эта прекрасная и наполненная великим смыслом Покаянная молитва заканчивается прошением к Богу: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Таким образом, мы должны оставить сплетни, перестать делать друг другу замечания, прекратить критиковать и осуждать своих ближних. Обратить своё внимание на собственные недостатки и посвятить себя их исправлению.
Если мы сможем хоть в некоторой степени заглянуть внутрь себя, осознать свои прегрешения и принести Богу покаяние — Великий пост станет для нас не унылым и бесплодным временем, а важной ступенью, которая приблизит нас к боголюбию и братолюбию. Тогда пост умягчит наше окаменевшее сердце, а не станет временем, наполненным формальными и навязчивыми обязательствами.
В период поста часто случаются искушения, испытания, конфликты и падения. Они происходят не случайно, а для того, чтобы мы стали более зрелыми духовно, пришли в равновесие и смирились. Не будем забывать, что жизнь каждого христианина — это крестный путь на Голгофу.
Не надо забывать и о паломничестве, как об одном из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку.
Традиция отправляться в странствие в Великий пост зарождается с первых веков христианства и возможность посетить даже неотдалённые монашеские обители однозначно душеполезна. В отрыве от привычного быта и окружения, в ином намоленном веками месте, представляется бесценная возможность глубже сосредоточится на своих мыслях. Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. Посещение святых мест представляет собой одно из проявлений благочестия, вызванное желанием увидеть великие святыни, помолиться в местах, особо значимых для христианского сердца, воздать таким образом Господу, Божией Матери, святым видимое поклонение.
Великий пост стоит на двух ногах: молитве и воздержании. Но молитва и пост без смирения и любви не принесут никакого плода. Будем молиться и воздерживаться от пищи не для того чтобы возгордиться, а чтобы смириться, умерив своё самолюбие. А если человек не увидит свои грехи, то не может достойно приступить к Исповеди, достойно принести покаяние. Только через зрение грехов человек приносит покаяние.
danilevskiy
Великий пост как раз и направлен на то, чтобы мы очистили душу, ибо «чистые сердцем Бога узрят» — Господь это особо подчеркивает. И пусть дни Великого поста пойдут на пользу — научимся молиться, поститься, воздерживаться от греха, научимся любить ближнего. И любить Бога своего.
Подготовил Александр Данилевский

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *