Великопостные беседы. Ответ на самый главный вопрос

Понеділок, 15.04.2019 14:26

Председатель общины Воскресенского Кафедрального собора УПЦ Высокопреосвященнейший архиепископ Винницкий и Барский Варсонофий рассказывает о жертвенной любви, о том, как определить степень любви к Богу, и как научиться любить своих врагов.
                                         ******************************************
  Самая главная заповедь, которую дал нам Господь — это заповедь о Любви: любить Бога и любить ближнего. Все мы знаем из Евангелия, как законник спрашивал Христа — какая заповедь самая важная? Для нас это является благом, что такой вопрос прозвучал, и, тем самым, мы имеем ответ из уст Спасителя. Ответ на самый главный вопрос — что такого важного в жизни мы должны сделать, чтобы наследовать вечную жизнь, к которой Бог призывает каждого человека? В этом ответе вся суть Священного Писания и желание Бога по отношению к человеку. И Господь ответил всем нам через вопрошающего к нему так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Эта заповедь не только самая главная, но является также кратчайшим и верным путем нашего спасения.
40253738 2260776144159010 671476140539379712 n  На первый взгляд может показаться, что заповедь эта очень проста. Да и на словах мы тоже часто говорим, что любим Бога и ближнего. Но если присмотреться внимательно к себе, то на деле не всегда оказывается так, что мы на самом деле любим. Святые отцы говорили, в частности прп. Силуан Афонский, чтобы проанализировать и проверить, насколько мы любим Бога, мы должны понимать, что если человек кого-то любит, то он о нем думает, о нем говорит и должен желать всегда быть рядом с ним. Часто ли мы в своей жизни помним о Боге? Думаем и хотим ли жить рядом с Богом дома, на работе, во время еды или разных занятий, посвящаем ли этому хотя бы один день в неделю? Мы, христиане, очень часто бываем в храмах и не всегда наши мысли и ум направлены к Богу. Телесно находясь в храме, мы своим умом и мыслями находимся далеко за его оградой, витаем в облаках и думаем совсем не о том, забываем о главном, и можно сказать, что мы не достаточно любим Бога.

  Чтобы проверить, насколько любим Бога, в Евангелии не зря сказано, что мы должны любить и ближнего, потому что невозможно любить Бога, не любя человека. Апостол Иоанн говорит: «Кто говорит, что любит Бога, а ближнего своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4:20), т.е. не стоит обманывать самих себя и пытаться обмануть Бога. Мы можем показывать свою любовь к Богу через ближнего. Нужно любить образ и подобие Божие, который есть в каждом человеке, независимо от того, нравится он нам или нет. Кто есть ближний, я думаю, каждому из нас понятно, в Евангелии об этом всё сказано. Все люди на Земле являются братьями и сестрами, но, в первую очередь, ближний для нас — это ближайшие люди, находящиеся рядом с нами, с которыми общаемся, живем вместе, работаем, сотрудничаем, наше ближайшее окружение. Насколько мы их любим? Это и будет ответом и на первый вопрос, насколько мы любим Бога.
  Очень часто говорится о любви ко всему человечеству, и бывает, человек заявляет, что любит всех. Но если спросить его про ближайших людей, то оказывается, что не всех, потому как тот злой и плохой, пьёт или в храм не ходит, и очень много разных причин находится, чтобы оправдать себя, почему он не любит. В заповеди о любви нет исключений, когда ты можешь не любить кого-то, Господь призывает нас любить всех людей. Конечно, это очень трудно, любить людей, с которыми можешь находиться в конфликте или которые тебе неприятны, ведь все люди грешные. Ангелов нет среди них, но это и есть подвиг любви, чтобы полюбить ближнего в том состоянии и положении, в котором он находится. Именно это от нас, православных, и требуется, и велика награда за христианский подвиг, хотя не ради награды нужна любовь, а чтобы приблизиться к Богу и испытывать радость общения. Господь нас призывает к вечной жизни и дает обетования того, что мы будем чадами Божиими, если будем жить по Евангелию, стараться исполнять заповеди, и, самое главное, заповедь любви.
varsonofstatia
  Да, очень сложно любить людей, которые настроены против тебя, но Господь требует от нас даже большего подвига, а именно того, чтобы мы любили и благословляли своих врагов. И Господь показывает пример, как можно любить людей, которые поносят и клевещут на тебя, распинают… Нам необходимо любить. Это сложно, но мы возлагаем свои надежды и веруем, что Господь поможет, и в каждом случае пошлет свою помощь, поможет нам научиться полюбить своих недругов. Если мы будем делать в этом направлении небольшие шаги, прощать обиды, не обращать внимания на какие-то неправильные поступки, то Господь поможет исполнить эту сложную заповедь о любви к врагам. И в этом мы ощутим духовную радость и сладость, если сможем победить свою гордость, и уже на земле почувствуем утешение.
  Легко полюбить людей, которые имеют силу, власть, богатство, красоту, остроумие, которые помогают тебе в чем-то, в этом есть некая корыстная любовь, потому что ты, кроме удовольствия и расположения, получаешь еще практические выгоды от этой любви. Господь говорит, что также делают и язычники. Чем тогда мы будем отличаться от них, если мы будем любить только тех, кто любит тебя? Это не есть любовь христианская.
1IMGббло 6973
  В современном языке слово «любовь» означает целый спектр эмоций, и в русском языке, к примеру, трудно отличить разные формы любви, т.к. можно подразумевать различные понятия. В украинском и английском языках есть два слова, а вот в древнегреческом языке значения слов были более точными. У греков было четыре слова «сторге», «филиос», «эрос» и «агапе», и все они переведены как «любовь». Слово «филиос» означало обобщённый вид добродетельной и беспристрастной любви, которая внушает преданность. Сегодня его эквивалентом является слово «дружба». Слово «сторге» можно перевести словом «привязанность», любовь между членами семьи, любовь детей и родителей. Слово «эрос» означает страстную любовь, которая вспыхивает у людей и потом гаснет. Слово «агапе» существовало для описания самого сильного вида любви, которым описывают взаимоотношения между Богом и верующими. У первых христиан так назывались собрания, вечери любви (агапы). Агапе — возвышенная, жертвенная любовь, когда ты жертвуешь собой ради Бога и ближнего. Господь призывает нас к этой жертвенной любви, не корыстной и совершенной: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Мф. 5, 42–48)
  Нужно просить у Бога дара любви, так как самому невозможно постичь своими силами тайну любви. Даже все скорби и неприятности, которые человек в своей жизни переносит, исполняя заповеди любви, забудутся в другом мире, и душа в любви не будет вспоминать, что претерпевала их в земной жизни. Поэтому мы должны запастись терпением и просить сил перенести обиды и даже оскорбления. И начинать нужно со своих домашних, ближайших людей, потому что даже в семье не всегда есть любовь. В семьях бывают разные проблемы и ссоры, но по-христиански нужно научиться любить людей даже в самых сложных обстоятельствах. Нельзя просто так закрыться и избежать ситуации не любви, потому что в другом месте тебя встретит то же самое. Необходимо принимать людей такими, какие они есть, и это не означает мириться с грехом и злом, но любить людей в их несчастьях и страданиях, озлоблении. Исправить семейные проблемы невозможно силовым или авторитарным путем, угрозами, игнорированием, есть только один способ — молиться за человека и просить у Бога помощи, и в этом будет проявляться любовь. А если думаешь плохо о людях, обижаешься, даже если с тобой поступили несправедливо, значит злой дух уже живет в тебе, так говорит прп. Силуан Афонский.
  В наше время люди часто друг о друге плохо думают, настраивают против себя, озлобляются, но мы, христиане, не должны опускаться до такой ситуации, как живут все люди. У нас не должно быть злости, и нужно иметь больше любви. Господь призывает к любви каждого, следующего за Ним. Бог есть Любовь, и Господь по любви послал Сына Своего Единородного, дабы Он кровью искупил нас от греха, проклятья, смерти, и даровал нам вечную жизнь. Мы должны вдуматься, ведь Господь это сделал любя человека, ради нас. Поэтому любовь нужно проявлять не на словах, а показывать ее на своем примере, чтобы окружающие люди видели и говорили: да, это православные христиане, которые любят Бога и помогают людям. Именно так поступали святые, которых мы чтим и знаем множество примеров их жизни, когда они проявляли свою любовь. А если нет любви, то любое дело нельзя назвать спасительным для человеческой души, ибо спасение человека в Любви.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *